Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам
картотека
Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам в формате книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_fizminutok_i_palchikovoy_gimnastiki.docx | 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень
Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ». | |
Эта птичка — соловей | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка — воробей, | |
Эта птичка — совушка, сонная головушка, | |
Эта птичка — свиристель, | |
Эта птичка —- коростель. | |
Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями |
Птички, птички, по домам | Машут обеими руками, как крыльями. |
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» | |
Вышел дождик на прогулку. | Шагают по столу указательным и средним пальцами. |
Он бежит по переулку, | Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку. |
Барабанит по окошку, | |
Напугал большую кошку, | |
Вымыл зонтики прохожих, | |
Крыши дождик вымыл тоже, | |
Сразу мокрым город стал. | Встряхивают ладони так, как будто отряхивают с них воду. |
Дождик кончился. Устал. | Кладут ладони на стол. |
Упр. «Осенью». Координация речи с движением | |
Вдруг закрыли небо тучи, | Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. |
Начал капать дождь колючий. | |
Долго дождик будет плакать, | Прыгают на носочках, руки на поясе. Приседают, руки на поясе. |
Разведёт повсюду слякоть. | |
Грязь и лужи на дороге, | Идут по кругу высоко поднимая колени |
Поднимай повыше ноги. |
Овощи. Огород.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» | |
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла | Шагают пальчиками по столу |
Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! | Загибают по одному пальцу на обеих руках.) (Хлопок.) |
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле. | (Попеременные удары кулачками и ладонями.) |
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! | (Загибают пальчики на обеих руках.) (Хлопок.) |
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала | (Стучат ребром каждой ладони по столу.) |
Картошку, капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! | (Загибают пальчики.) (Хлопок.) |
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке | (Ладони складывают крест- накрест на столе.) |
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. ОХ! | (Загибают пальчики.) (Хлопок.) |
И суп овощной оказался неплох! | (Показывают, как едят суп.) |
Упр. «В огороде». Развитие координации движений. | |
В огород пойдем, Хоровод заведем. | (дети идут по кругу, держатся за руки) |
В хоровод возьмем редиску, | |
С ней присядем низко-низко. | (приседать) |
В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко. | (плясать, руки на поясе) |
Вверх потянемся с лучком, | (тянутся вверх, поднявшись на носочки) |
Побежим за кабачком . | (бегут по кругу друг за другом) |
И поскачем по дорожке, Как зеленые горошки. | (скачут по кругу друг за другом) |
Фрукты. Сад.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «АПЕЛЬСИН». | |
Мы делили апельсин | Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки |
Много нас, а он один. | Показывают 10 пальцев, показывают 1 палец. |
Эта долька — для ежа. | По порядку загибают пальцы |
Эта долька — для стрижа. | |
Эта долька — для утят. | |
Эта долька — для котят. | |
Эта долька — для бобра. | |
А для волка — кожура. | Бросательное движение правой рукой. |
Он сердит на нас — Беда!!! | Сжимают кулаки и прижимают их к груди. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бегут» пальцами по столу. |
Координация речи с движением Хороводная игра «Яблоня». | |
Яблоня! Яблоня! | Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька» |
Где же твои яблоки? | |
Заморозил их мороз? | Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. |
Или ветер их унес? | |
Или молния спалила? | |
Или градом их побило? | |
Или птицы поклевали? | |
Куда они пропали? | |
- Не морозил их мороз, | Дети загибают по одному пальцу на правой руке. Ребенок - «яблонька» отрицательно качает головой. |
И не ветер их унес, | |
Не спалило их огнем, | |
Града не было с дождем, | |
Птицы их не поклевали… | |
Дети оборвали! | Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает» |
Грибы. Лесные ягоды.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА«В лес едем мы погулять» | |
1,2,3,4,5, | Пальчики обеих рук здороваются, начиная с больших. |
В лес идём мы погулять. | Обе руки идут пальчиками по столу. |
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём | Загибают пальчики , начиная с большого |
И братишке отнесём | Хлопают в ладоши |
ФИЗМИНУТКА Координация речи с движением « По ягоды». | |
Мы шли-шли-шли, Много клюквы нашли | Маршируют, руки на поясе |
Раз, два, три, четыре, пять, | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен |
Мы опять идём искать | Маршируют |
Боровик | |
По тропинке шли, боровик нашли! | Идут по кругу |
Боровик боровой в мох уткнулся головой. | Приседают, опустив голову |
Мы его пройти могли! | Качают головой |
Хорошо, что тихо шли! | Идут по кругу |
Одежда.
Упр. « Платье». Координация речи с движением | |
Это платье для Наташки — | ритмичные повороты вправо-влево, руки на поясе. |
Красные горошки. | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. |
А на платье два кармашка, | «Рисуют» на животике два кармашка. |
Спрячем в них ладошки. | Прикладывают обе ладошки к животику. |
Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы» | |
У Матрешиной сестрицы | Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони. |
По деревне небылицы: | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони |
Ходит утка в юбке, | На каждое название животного загибают пальцы. |
В теплом полушубке, | |
Курочка — в жилете, | |
Петушок — в берете, | |
Коза — в сарафане | |
Заинька — в кафтане | |
А всех их пригоже Корова в рогоже | Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками |
Обувь.
Упр. « Тапки». Координация речи с движением | |
Это тапки для Антошки, | По два раза ритмично топают каждой ногой. |
Чтобы в них не мерзли ножки. | Четыре ритмичных прыжка на обеихногах. |
Топ-топ-топотушки. | По два раза ритмично топают каждой ногой. |
Что за тапки! Как игрушки! | Сначала левую ногу ставят на носок, потом — на пятку, потом — правую. |
Пальчиковая гимнастика «Обувь» | |
Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. | Ребенок загибает пальцы на руке. |
Ножкам надо отдыхать. | Хлопки в ладошки |
Мебель.
Упр. « Кроватка ». Координация речи с движением | |
Вот Кирюшкина кроватка , | Разводят руки в стороны. |
Чтобы спал Кирюшка сладко, | Приседают, кладут ладони под щечку. |
Чтоб во сне он подрастал, | Медленно поднимаются. |
Чтоб большим скорее стал. | Встают на носочки, тянутся руками вверх. |
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». | |
Раз, два, три, четыре, | (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) |
Много мебели в квартире | (сжимают и разжимают кулачки) |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, | (загибают пальчики на каждое название мебели) |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) |
Посуда.
Упр. « Посуда ». Координация речи с движением | |
Вот большой стеклянный чайник. | Дети надули животик, |
Очень важный, как начальник. | одну руку поставили на пояс, другую изогнули. |
Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. | Присели, одну руку поставили на пояс. |
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. | Кружатся, «рисуя» руками круг. |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. | Потянулись, сомкнули руки над головой. |
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Согнули руки в локтях(несут поднос) |
Пальчиковая гимнастика «Помощники» | |
Раз, два, три, четыре, | (удар кулачками друг о друга) |
Мы посуду перемыли: | (одна ладонь скользит по другой по кругу) |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку | (загибают пальчики по одному, начиная с большого) |
Мы посуду перемыли, | (одна ладонь скользит по другой по кругу) |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, | (загибают пальчики по одному, начиная с большого) |
Так мы маме помогали. | (удар кулачками друг о друга) |
Моя семья.
Упр. « это Я». Координация речи с движением | |
Это глазки. Вот. Вот. | Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз. |
Это ушки. Вот. Вот. | Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое. |
Это нос. Это рот. | Левой рукой показывают на нос, правой — на рот. |
Там спинка. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот. |
Это ручки. Хлоп, хлоп. | Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают. |
Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами. |
Ой, устали. Вытрем лоб | Правой ладонью проводят по лбу |
Пальчиковая гимнастика «дружная семья» | |
Этот пальчик – дедушка | Растирают большой пальчик |
Этот пальчик - бабушка | Растирают указательный пальчик |
Этот пальчик – папочка | Растирают средний пальчик |
Этот пальчик - мамочка | Растирают безымянный пальчик |
А вот этот пальчик я | Растирают мизинец |
Вместе дружная семья | Сжимают, разжимают кулачок |
Птицы.
Упр. « осень ходит по дорожкам». Координация речи с движением | |
Осень ходит по дорожке | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Промочила в лужах ножки. | Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню. |
Льют дожди, и нет просвета, | Поднять руки, делая взмахи кистями. |
Затерялось где-то лето! | Смотрят по сторонам в «бинокль». |
Птички летали, крыльями махали. | Дети бегут друг за другом по кругу, размахивая руками. |
На деревья сели, вместе отдыхали… | Садятся на корточки, соединяя руки за спиной. |
Пальчиковая гимнастика «кто как голос подает?» | |
Большой палец 2 раза прижать | |
Утка крякает: «Кря – кря», | К указательному |
Гусь гогочет: «Га – га», | К среднему |
Грач кракает: «Кра – кра», | К безымянному |
А ласточка чифкает: «Чиф – чиф». | К мизинцу. |
Зима. Зимующие птицы.
Упр. « СНЕГИРИ». Координация речи с движением | |
Вот на ветках, посмотри, | 4 хлопка руками по бокам |
В красных майках снегири. | 4 наклона головы. |
Распушили перышки, Греются на солнышке. | Частые потряхивания руками, опущенными вниз. |
Головой вертят, Улететь хотят. — | 2 поворота головы на каждую строку. |
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | |
Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать, | Загибать пальцы на левой руке |
Этот крепко-крепко спит | Руки кладём под щёку. |
Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, | Поднять левую руку и распрямить все пальчики |
Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! | Шевелить пальцами. |
Домашние животные зимой.
Упр. «КОРОВА». Координация речи с движением | |
«Му-му-му! — мычит корова. — | Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев. |
Забодаю Катю с Вовой. | Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево. |
Вы не пьете молоко? | Руки на пояс, делают сердитое лицо. |
Убегайте далеко!» | Разбегаются по группе. |
Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА» | |
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышке. | Дети показывают, как доят корову. |
Ждут меня котятки, Малые ребятки. | Делают «мордочки» из пальчиков. |
Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Всем дает здоровье Молоко коровье. | Снова «доят». |
Дикие животные зимой.
Упр. « Медведь». Координация речи с движением | |
Как на горке — снег, снег, | Дети медленно поднимают руки вверх. |
И под горкой — снег, снег, | Медленно приседают, опускают руки. |
И на елке — снег, снег, | Вновь встают и поднимают руки. |
И под елкой — снег, снег. | Приседают и опускают руки. |
А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! | На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. |
Пальчиковая гимнастика «Белка» | |
Скачет белка-шалунишка, | «Бегают» пальчиками по столу. |
Рвет с сосновых веток шишки, | Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. |
Лапками сжимает ловко | Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. |
И несет в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. |
Новый год.
Упр. «Снежная баба». Координация речи с движением | |
Сегодня из снежного мокрого кома | Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком. |
Мы снежную бабу слепили у дома. | «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького. |
Стоит наша баба у самых ворот | Повороты вправо-влево, руки на поясе |
Никто не проедет, никто не пройдет. | Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой. |
Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» | Идут по кругу, взявшись за руки, |
Пальчиковая гимнастика «на елке» | |
Мы на елке веселились | Ритмичные хлопки в ладоши |
И плясали, и резвились, | Ритмичные удары кулачками |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. |
Дал большущие пакеты, | «Рисуют» руками большой круг |
В них же — вкусные предметы: | (Делают ритмичные хлопки.) |
Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша,Яблоко, один Золотистый мандарин. | Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.обеих рук по столу.) |
Профессии в детском саду.
Упр. «детский сад». Координация речи с движением | |
Девочки и мальчики прыгают, как мячики | (после слов выполняют прыжки под музыку), |
Ручками хлопают | (хлопки три раза), |
Ножками топают | (топают три раза), |
Глазками моргают | (ритмичное зажмуривание глаз), |
После отдыхают | (приседают, руки свободные). |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | |
Дружат наши пальчики – Девочки и мальчики. Этот пальчик – на баяне, А другой – на барабане, Третий – заиграл в трубу, А четвертый – бу-бу-бу. Чтоб от братьев не отстать, Пятый пальчик стал плясать. | Поочередно загибать (скрещивать) пальцы начиная с большого |
Игрушки.
Упр. «Пирамидка». Координация речи с движением | |
Вот большая пирамидка | (потянуться вверх) |
И веселый мячик звонкий | (прыжки на месте) |
Мягкий мишка косолапый | (шаги на месте, на внешней стороне стопы) |
Все живут в большой коробке | (показать большой квадрат) |
Но когда ложусь я спать | (руки под щеку, закрыть глаза) |
Начинают все играть | (изобразить любое движение) |
Пальчиковая гимнастика «Игрушки » | |
У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка.
| Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
Стройка. Профессии на стройке.
Упр. «строим дом ». Координация речи с движением | |
Стук-стук молотком, | Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, |
Строим, строим новый дом. | |
Ты, пила, пили быстрей, | медленно встают, руками изображая пилу: |
Домик строим для людей. |
Пальчиковая гимнастика «ворота» | |
На поляне дом стоит, | Импровизация движений |
Ну а путь к нему открыт, | |
Мы ворота открываем — | |
В этот домик приглашаем. |
Наша армия.
Упр. « Пограничник». Координация речи с движением | |
Тропинки лесные. Пахучие травы. | Маршируют по кругу друг за другом. |
За темным оврагом Простор полевой. | Останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты. |
Вечерней порою В дозор от заставы | |
Идет пограничник Страны часовой. | Вновь маршируют по кругу |
Пальчиковая гимнастика «Наша армия » | |
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
ВЕСНА. Мамин праздник
Упр. «Весна(медведь)». Координация речи с движением | |
Медведь весной проснулся, Потянулся, улыбнулся, Повертелся, огляделся, Почесался, причесался. Наклонился, Водой из ручья умылся Нарядился И пошел по лесу Куролесить. Берегись, лесной народ, Зверь голодный идет! | движения по тексту тянутся вверх на носках, руки в стороны ходьба по-медвежьи. |
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы» | |
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. |
Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - | Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек». |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики». |
Комнатные растения.
Упр. «На окне ». Координация речи с движением | |
На окне в горшочках | Дети сидят на корточках лицом в круг. |
Поднялись цветочки. | Медленно встают. |
К солнцу потянулись, | Тянутся на носочках, подняв руки вверх. |
Солнцу улыбнулись. | Разводят руки в стороны ладонями вверх. |
К солнышку листочки | Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе |
Повернут цветочки, | |
Развернут бутоны, | Соединяют ладошки над головой |
В солнышке утонут. | Раскрывают ладошки-бутоны. |
Пальчиковая гимнастика «цветы » | |
Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | Движения по тексту |
Пресноводные и аквариумные рыбы.
Упр. «Рыбная зарядка» Координация речи с движением | |
Рыбка рыбке говорила, Плавничками шевелила: "Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три хлопка, Головою два кивка". | дети выполняют движения в соответствии с текстом |
Пальчиковая гимнастика «Рыбка» | |
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть | Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка |
Рыбка, рыбка, озорница, | Грозят пальчиком |
Мы хотим тебя поймать | Медленно сжимают ладони |
Рыбка спину изогнула | Снова изображают, как плывёт рыбка |
Крошку хлебную взяла | Делают хватательное движение обеими руками |
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла | Снова «плывут». |
Наша Родина-Россия.
Упр. « Москва». Координация речи с движением | |
В нашей стране горы-высокие, | Встать на носочки, потянуться руками вверх |
Реки глубокие, | Сесть на корточки |
Степи широкие, | Встать,Развести руки в стороны |
Леса большие, | Руками нарисовать большой круг |
А мы - ребята вот такие! | Большой палец вверх на 2 руках перед собой |
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!» | |
Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг другакончиками. |
Моя малая Родина
Упр. «Сиверский» Координация речи с движением | |
По поселку мы гуляем | шагаем на месте |
Сиверский мы изучаем | поставить руку «козырьком» к голове |
Справа есть высокий дом Обойдём его кругом. | поднять правую руку обернуться вокруг руки |
Слева домик ниже | левую руку вниз |
Подойдём поближе | шагаем на месте |
Это церковь Божий дом | руки «куполом» над головой |
Все мы дети в доме том . | обнять себя |
Ну а это детский сад. Тише! | указательный палец к губам |
Там ребятки спят | (присесть, ладошки под голову). |
Пальчиковая гимнастика «Дом» | |
Я хочу построить дом, | (Руки сложить домиком, и поднять над головой) |
Чтоб окошко было в нём, | (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) |
Чтоб у дома дверь была, | (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) |
Рядом чтоб сосна росла. | (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) |
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, | (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) |
Солнце было, дождик шёл, | Поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Трясем ручки |
И тюльпан в саду расцвёл! | (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") |
Космос.
Упр. «Луна». Координация речи с движением | |
В небе плавает луна. В облака зашла она. | (плавные покачивания влево и вправо) |
Один, два, три, четыре, пять | (хлопки в ладоши) |
Можем мы луну достать. | (руки вверх) |
Шесть, семь, восемь, девять, десять — | (хлопки над головой) |
И пониже перевесить. | (руки вниз) |
Десять, девять, восемь, семь – | (ходьба на месте) |
Чтоб луна светила всем. | (дети тихо садятся) |
Пальчиковая гимнастика «планеты» | |
По порядку все планеты Назовет любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. | Загибаем пальцы на каждое название планеты |
Откуда хлеб пришёл.
Упр. «Зернышко» Координация речи с движением | |
В землю зёрнышко попало, | (приседают) |
Прорастать на солнце стало | (руки над головой) |
Дождик землю поливал, | (медленно встают) |
К свету и теплу тянулся | (тянутся вверх) |
Пальчиковая гимнастика «пекари» | |
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают пальчики. |
А из теста мы слепили: | Прихлопывают ладошками, «лепят». |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - | Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. |
Всё мы испечем в печи. | Обе ладошки разворачивают вверх. |
Очень вкусно! |
Почта.
Упр. «ящик» Координация речи с движением | |
На скамейку я встаю Еле ящик достаю. | Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх. |
Открываю ящик Голубой, блестящий. | «Открывают», |
Посыпались из ящика Письма настоящие. | Приседают – встают с вытянутыми руками. |
Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» | |
Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он | Сжимают и разжимают кулачки Ходят пальчиками по столу |
Перевод, журнал, газету В бандероли две кассеты И письмо от тети Гали Чтоб ее приезда ждали | Загибают по 1 пальчику на каждое название, начиная с мизинца |
День Победы
Упр. «Парад» Координация речи с движением | |
Раз, два, дружно в ногу, | Дети марширую на месте в такт. Взрослый отстукивает ритм барабаном |
Пальчиковая гимнастика «Солдаты» | |
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. | Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак |
Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. | Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу. |
Два гвардейца – храбреца! | Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу. |
Два сметливых молодца! | Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу. |
Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! | Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. |
Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! | Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу. |
Насекомые и пауки.
Упр. «Бабочка». Координация речи с движением | |
Видишь, бабочка летает, | Машем руками-крылышками |
На лугу цветы считает. | Считаем пальчиком |
— Раз, два, три, четыре, пять. | Хлопки в ладоши |
Ох, считать не сосчитать! | Прыжки на месте |
Задень, за два и за месяц... | Шагаем на месте |
Шесть, семь, восемь, девять, десять. | Хлопки в ладоши |
Даже мудрая пчела | Машем руками-крылышками |
Сосчитать бы не смогла! | Считаем пальчиком |
Пальчиковая гимнастика «Насекомые» | |
Дружно пальчики считаем Насекомых называем: | сжимаем и разжимаем пальцы |
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. | поочередно сгибаем пальцы в кулак |
Это кто же тут звенит? | вращаем мизинцем |
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | прячем руки за спину |
Полевые цветы.
Упр. «На лугу» Координация речи с движением | |
На лугу растут цветы Небывалой красоты. | потягивания — руки в стороны |
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. | потягивания — руки вверх |
Ветер дует иногда, Только это не беда. | дети машут руками, изображая ветер |
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. | наклоны |
А потом опять встают И по-прежнему цветут. | Потягивания-руки в стороны |
Пальчиковая гимнастика «Цветки» | |
Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | Выполняем упражнения по тексту |
Блистательный Санкт-Петербург.
Упр. «Мосты». Координация речи с движением | |
Над рекой Невой мосты. Смотрят грозно с высоты. | Руки над головой вверх, кисти опущены, перекат с ноги на ногу вперед назад. |
Мы под ними проплываем, Город лучше свой узнаем. | Имитация гребцов. |
А покой Невы хранит Городских брегов гранит. | Руки в стороны, потягивание в одну и другуюстороны. |
Каждый мост и каждый дом. Любим в городе своем. | Правая рука вперед, левая рука вперед и наклонвперед. |
Пальчиковая гимнастика «Прогулка» | |
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, Люблю считать: Невский – раз, Зимний - два Три – красавица Нева, А четыре – мост Дворцовый, Пять – гуляю по садовой, Шесть – к Исакию схожу И на купол погляжу. Семь – конечно, Летний сад. Как красив его наряд! Восемь – крепость у Невы, были там, наверно, вы. Девять – повстречался мне медный всадник на коне. Десять – из-за поворота Вижу Нарвские ворота. | Сжимаем-разжимаем пальцы в кулак Растираем по одному пальцу пальцами другой руки |
Мы читаем С.Я. Маршака
Упр. «Старый клен» Координация речи с движением | |
На поляне перезвон — Это пилят старый клен. | Дети встают парами, изображают работу пилой. |
Поперечная пила Отхватила полствола, Рвет кору и режет жилки, Брызжут желтые опилки. Только крякнул старый ствол И пошел, пошел, пошел. | Руки вверх, медленно наклоняются. |
Грянул наземь левым боком, Утонул в снегу глубоком. | Ложатся, вытягиваются. |
Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» | |
-Где обедал, воробей? | Дети машут перекрещенными ладошками |
- В зоопарке у зверей. | Ладошками изображают раскрывающуюся пасть |
Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. | На каждое название животного загибают по одному пальчику. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Опять изображают раскрывающуюся пасть животного. |
С. Маршак
Домашние животные
Упр. «Телёнок» Координация речи с движением | |
Бу-бу, я рогатый. | (2 прыжка, рожки из пальчиков) |
Бу-бу, я хвостатый. | (2 прыжка, хвостик из руки – за спину) |
Бу-бу, я ушастый. | (2 прыжка, ушки из ладошек) |
Бу-бу, очень страшный. Бу-бу, испугаю. Бу-бу, забодаю. | (бодаются) |
Пальчиковая гимнастика «детки» | |
Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! | Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших |
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь ручки! | (прячем руки за спину) |
Профессии
Упр. «МАЛЯРЫ» Координация речи с движением | |
Маляры известку носят, | Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра |
Стены кистью купоросят. | Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз. |
Не спеша разводят мел | Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре. |
Я бы тоже так сумел. | «Красят» |
Пальчиковая гимнастика «много есть профессий разных» | |
Повар готовил обед, А тут отключили свет. | Ребром ладони дети стучат по столу «удивление» |
Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. | По очереди загибают пальцы |
И очень доволен он! | Разводят руками. |
Транспорт
Упр. «На шоссе» Координация речи с движением | |
По шоссе спешат машины — Ш-ш-ш! — шуршат спокойно шины. | Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль. |
И шипят со злом уже: — Не спеш-ш-ши на вираже. | Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону. |
Еж с мешком и посошком По шоссе идет пешком. | Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, вправой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу. |
Над ежом кружится стриж: — Ты куда же, еж, спешишь? | Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу. |
— Прямо в город, по шоссе Тороплюсь я, как и все. | Опять идут, изображая ежика. |
— Будь, дружок, настороже, Не спеши на вираже! | Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа. Р. Бородулин |
Пальчиковая гимнастика «транспорт» | |
Садись-ка пальчик в вертолёт, С тобой отправимся в полёт. Сядем с этим мы в такси, Он рад домой нас отвезти. С тобой поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С этим пальчиком в ракете Полетим к другой планете. Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком. | на каждое название транспорта загибают по одному пальчику, начиная с большого |
Мы читаем А.Барто
Упр. «КОРАБЛИК» Координация речи с движением | |
Матросская шапка, | маршировать на месте |
Тяну я кораблик | начать двигаться, будто тянем кораблик |
И скачут лягушки | присесть и подпрыгнуть |
И просят меня: — Прокати, капитан! | помахать рукой (Агния Барто) |
Пальчиковая гимнастика «ЗАЙКА» | |
Зайку бросила хозяйка - | Сгибаем указательный и средний пальцы левой руки |
Под дождём остался зайка. | Стучим указательным пальцем правой руки по левой ладони |
Со скамейки слезть не мог, | Левую ладонь кладём на кулак правой руки |
Весь до ниточки промок. | Рисуем ниточку указательными пальцами |
Одежда. Обувь. Головные уборы
Упр. « Платье». Координация речи с движением | |
Это платье для Наташки — | ритмичные повороты вправо-влево, руки на поясе. |
Красные горошки. | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. |
А на платье два кармашка, | «Рисуют» на животике два кармашка. |
Спрячем в них ладошки. | Прикладывают обе ладошки к животику. |
Пальчиковая гимнастика «Обувь» | |
Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. | Ребенок загибает пальцы на руке. |
Ножкам надо отдыхать. | Хлопки в ладошки |
Перелетные птицы весной.
Упр. «ГРАЧИ» Координация речи с движением | |
Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимет, | идут, высоко поднимая колени |
По проталинкам шагает, Червячков в земле находит. | и помахивая руками (крыльями). |
Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА» | |
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь | соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его |
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть | растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца |
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, | волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол |
А из под старой травки Уже глядит цветок… | ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка |
Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, | раскрываем наш цветочек |
Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна | покачиваем наш цветочек из стороны в сторону |
Зимние забавы
Упр. «снеговик» Координация речи с движением | |
Лепим мы снеговика Из пушистого снежка. Вот какой он первый ком! Вот какой большущий он. Ком второй чуть-чуть поменьше, Третий – это голова, Шляпа будет из ведра, Нос – морковка, А глаза – два веселых огонька. Вот какой веселый он; Он смеется до ушей, Веселит он малышей. | Иммитация движений по тексту |
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» | |
Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) |
Профессии на транспорте
Упр. «Летчик» Координация речи с движением | |
Быть шофером хорошо, | Бегут по кругу, крутят воображаемый руль |
А летчиком — лучше. Я бы в летчики пошел. | Бегут, расставив руки, как крылья. |
Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, | Остановились, наклонили воображаемый сосуд. |
Завожу пропеллер. | Круговое движение правой рукой. |
В небеса, мотор, веди. Чтобы птицы пели. Н. Маяковский | Вновь бегут, расставив руки. |
Пальчиковая гимнастика «транспорт» | |
Будем пальчики сгибать, | показываем обе ладоши с широко расставленными пальцами |
Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. | сгибают пальцы, начиная с мизинца |
Пять пальцев мы в кулак зажали | поднимают кулаки вверх |
Пять видов транспорта назвали | разжимают ладошки вверх |
вывм
Упр. «» Координация речи с движением | |
Пальчиковая гимнастика «» | |
Осень
Упр. «Ветер и листья». Координация речи с движением и пальчиковая гимнастика. | |
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. |
Вот дубовый, | Встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого. |
Ветер бросил на тропинку. | Опускают руки, приседают. |
Ветер по лесу кружил, | Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. |
Вот дубовый, И последний лист с осинки | Встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого. |
Ветер кружит над тропинкой. | Кружатся на носочках на месте. |
К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. | Опускают руки, приседают. |
Вот дубовый, И последний лист с осинки | Садятся лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках начиная с большого. |
Тихо дремлет на тропинке. | Закрывают глазки, имитируют сон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Методические рекомендации для родителей по развитию речи....
Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего детства.Ловкость малентьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью малыша....
Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам...