развиваем речь играя
консультация по развитию речи (старшая группа)

Капченко Анна Александровна

В старшем дошкольном возрасте речь ребенка развита уже достаточно хорошо, однако она остается очень бедной и однообразной. Дети общаются с помощью одних и тек же существительных и глаголов, односложных предложений. Именно в этом возрасте нужно уделять большое внимание обогащению словарного запаса прилагательными, синонимами, антонимами,сложными и двузначными словами.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие игровые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь, играя

Для детей от 5 до 7 лет

        "Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. 

Приятель - друг - враг; 

Грусть - радость - печаль; 

Еда - очистки - пища; 

Труд - завод - работа; 

Танец - пляска - песня; 

Бежать - мчаться - идти; 

Думать - хотеть - размышлять; 

Шагать - сидеть - ступать; 

Слушать - глядеть - смотреть; 

Трусливый - тихий - пугливый; 

Старый - мудрый - умный; 

Бестолковый - маленький - глупый; 

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

        "Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

        "Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. 

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище. 

        "Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 

Цветок красный, а цветочек красненький. 

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 

Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 

Дом низкий, а домик … (низенький). 

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

        "Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно. 

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 

Красное - яблоко, кресло, платье. 

Желтая - репа, краска, сумка. 

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

        Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

        "Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза. 

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. 

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: 

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; 

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; 

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; 

шоссе, кондуктор, водитель, остановка; 

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

        "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч. 

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ 

ДЕНЬ … НОЧЬ 

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) 

ЖАРА … ХОЛОД 

ЗЛО … ДОБРО 

ПРАВДА … ЛОЖЬ         ХОРОШО … ПЛОХО 

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО 

ВЫСОКО … НИЗКО 

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ 

ТРУДНО … ЛЕГКО 

БЫСТРО … МЕДЛЕННО         ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ 

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ 

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ 

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ 

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ 

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...