Статья: «Логопед в детском саду»
статья по логопедии

Хаустова Юлия Александровна

Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._logoped_v_detskom_sadu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Логопед в детском саду»

Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в детском саду, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.

У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к логопеду в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.

Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать логопед в детском саду, с большой практикой и опытом.

Роль логопеда в детском саду

Логопед в детском саду должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. Логопеду в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Логопед в детском саду следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.

Но везде ли есть логопед в детском саду и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?

Ответ однозначный. Логопед в детском саду должен быть обязательно в каждом. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:

  • лексическую и грамматическую стороны речи,
  • фонематическое представление,
  • мелкую и артикуляционную моторику,
  • координацию движения,
  • внимание и память.

Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед в детском саду, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Во многих случаях логопед в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все логопеды начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Логопед в детском саду даёт назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.

К окончанию обучения в логопедической группе ребята дошкольного возраста должны уметь:

  • осмысленно читать по слогам;
  • читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
  • распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
  • сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
  • последовательно произносить звуки из слова;
  • самостоятельно определить его звуковые элементы.

Логопедические занятия

Логопед в детском саду проводит уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики 

Применяют также различные логопедические упражнения:

1. Окошко

  • рот широко открыть - "жарко"
  • рот закрыть - "холодно"

2. Шарики

  • щеки раздуваем
  • щеки сдуваем

3. Улыбочка

Делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты

4. Дудочка

Максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)

5. Чередуйте логопедические упражнения:

Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.

6. Замешиваем тесто

  • широкая улыбка
  • выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
  • кончик языка прикусываем зубками по очереди выполняем эти два упражнения

7. Часы

  • в улыбке, открываем рот кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта

8. Футбол

  • закрываем рот
  • напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую
  • с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики

9. Качели

  • улыбнувшись, открываем рот
  • заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз

10. Вкусное молоко

  • в улыбке, открываем рот
  • делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу

11. Лошадка-пони

  • вытянуть губы
  • приоткрыв рот, вытягиваем губы пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.

Не забываем о развитии моторики

В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что, если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.

Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:

1. Переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)

2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.

В то же время можно рассказывать стишок:

«Пароход плывёт на речке,

А коптит он, будто печка»

3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.

4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Логопед в детском саду (логопед, воспитатель, родитель)

В статье говорится о таком важном факторе в коррекции речи ребёнка, как тендем между логопедом, воспитателем и родителем. Ведь только такая модель взаимодействия успешна и эффективно оправдыват себя....

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".

Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...

Статья. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду.

Особенности  работы учителя-логопеда в детском саду....

Статья. Работа учителя - логопеда в детском саду.

Работа учителя - логопеда в детском саду....

Статья Функции и роль логопеда в детском саду

функции и роль логопункта в детском саду...