Дыхательная гимнастика при дизартрии.
материал по логопедии (старшая группа)

Майорова Олеся Равильевна

Дыхательные упражнения при дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gim-ka_pri_dizartrii_moya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией.

 Цель дыхательной  гимнастики: увеличение объема дыхания, формирование плавного и длительного выдоха, нормализация ритма.

 Занятия начинаются с развития физиологического дыхания. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения, целью которых является координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1.        Вдох и выдох через нос.

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

  1. Вдох через нос, выдох через рот.

 Зажать нос пальцами, если выдох через рот не получается,

  1. Вдох через рот, выдох через нос.  

 Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало или полоску бумаги.

  1. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

 5.        Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков.

 I.  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

без участия речи

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

  1. «Роза».

 Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать розу.

2.«Задуй свечу».

Сделать вдох, по сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло, по сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

3.«Гудок паровоза».

 Каждому ребенку дать колпачок от ручки. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края колпачка, струя должна быть сильной.

4.«Согреем ручки».

 Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

  1. «Султанчик».

Дети долго дуют на султанчик.

  1. «Шелест листьев».

По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

  1. «Флажок».

 Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

  1. «Чей кораблик дальше поплывет?».

 Кораблики из тонкой бумаги ставят у самого края стола, двое детей садятся,  каждый напротив своего кораблика, и по сигналу дуют на них.

  1. «Покатай катушку».

 Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности катушку.

  1. «Бурлящая вода».

 Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку.

  1. «Пузыри».

 Чей пузырь будет летать дольше?

  1. «Полет  бабочек».

 На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги бабочки. По сигналу «Бабочки летят» детям предлагается длительно подуть на них.

13. «Забьем в ворота гол».

 Дети задувают мячи ( шарики из ваты)        в футбольные ворота.

После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

П. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

гласных звуков

Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Рекомендации  к выполнению: вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а,о,у,ы,э (шепотом, голосом).

2.Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4раза):а - э,о -у, и - ы,э- и (шепотом, голосом).

3.Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о, о - у - и, о -у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4.Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепотом, голосом).

5.Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, животным - медведь ревет: а-а-а;
голодный волк: у-у-у; явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а.

8.«Эхо».

Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их.
Затем группы меняются ролями.

9.«Вьюга».

 По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

10.        «В лесу».

Детям предлагают картинку «Мальчик заблудился», которую логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Вася нашел большой гриб и
говорит: «О-о-о!». Как говорит Вася?
(Дети длительно повторяют).Вася шел по лесу, искал грибы и заблудился. Вася стал кричать: «Ау, ау, ау!». Давайте поможем Васе. (Дети повторяют.) Ребята услышали Васю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали

на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют.).

III.        Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

согласных звуков

Цель:  отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Рекомендации  к выполнению:  произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха.

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф

3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф - с - ш  и др.

4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш – х и др.

5. Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор:р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш;
тигр рычит: р-р-р~р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р'Р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с).

6. «Насос».

 Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. Повторить 4-5 раз.

7. «Потренируемся».

 Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих
руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить;
ф-ф~ф-ф-ф (3-4 раза).

8. «Ежик».

 Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медленный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох (4-5раз).

9.«Гуси».

 Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз),

10.«Шарик».

 Ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук
в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке
ш-ш-ш (5-6 раз).

11.«Ветерок».

Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут домой, подошли к дому и вдруг подул сильный   ветер:   В-В-В-В-В   (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)

IV. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель: тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

 Рекомендации  к выполнению:  произнесение слов идет на одном выдохе, удлиненный выдох наращивается постепенно.

  1.   Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.д.
  2.  Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.
  1.  Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
  2. Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.
  3.  «Позови  кошечку».

 Логопед показывает картинки, на  которых изображены животные, и предлагает подозвать их. Дети подзывают животных, произносят междометия или клички животных. Например, кошку: кис, кис, кис; корову: Майка, Майка, Майка; щенка: Шарик, Шарик,
Шарик
и т.д.

  1.  «Кто за кем или за чем следует?».
  2. Логопед подбирает предметы  и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает
    посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. Дети называют предметы, перечисляя их на одном выдохе. Затем порядок
    предметов меняется, некоторые добавляются или убираются.  Дети произносят на звания предметов группами или по одному (на одном выдохе

V. Дыхательно-голосовые упражнения на материале

предложений, фраз.

Цель: тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Рекомендации  к выполнению:  каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук.

1.        Произнесение фразы с постепенным усложнением,

  • Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй - еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
  • Логопед произносит короткую фразу: «Маша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Маша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Маша любит дудочку и мяч» и т.д.
  • «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу.  Фразы постепенно усложняются.
    Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2.        Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

  • Какой сегодня день недели? (Сегодня...)
  • Какой завтра день недели? (Завтра...)
  • Какой день недели был вчера? (Вчера...)
  • Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник...)
  • Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)
  • Какой второй месяц зимы? (Второй...)
  • Какой третий месяц зимы? (Третий...)
  • Сколько всего зимних месяцев? (Все го три зимних месяца: декабрь...)

(Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика при дизартрии

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению г...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Дыхательная гимнастика в контексте дизартрии и заикания

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом — дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в ко...