"Артикуляционная гимнастика"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Долгова Анастасия Сергеевна

артикуляционная   гимнастика

ОСНОВА   ФОРМИРОВАНИЯ   ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ   У   ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx977.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

артикуляционная гимнастика ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Подготовила учитель-логопед Долгова Анастасия Сергеевна 2020 год

Слайд 2

Что такое артикуляционная гимнастика ? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи . Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам. Артикуляционная гимнастика является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Детям 4-х, 5-ти лет – поможет преодолеть уже сложившиеся дефекты звукопроизношения.

Слайд 3

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА артикуляционнАЯ гимнастикА ? Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы (например: рук, ног) значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика , которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Слайд 4

2 вида упражнений артикуляционной гимнастики : Статические удержание определённой артикуляционной позы Динамические многократное повторение одного и того же движения «Заборчик» «Трубочка» «Окошко» «Лопатка» «Иголочка» «Чашечка» и др. «Качели» «Часики» «Барабанщик» «Лошадка» «Слижи варенье» «Маляр» и др. служат для формирования артикуляционного уклада служат для развития подвижности органов артикуляции способствуют развитию моторики органов артикуляции

Слайд 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ артикуляционнОЙ гимнастикИ Проводить ежедневно, лучше 2 – 3 раза в день (утром, после дневного сна). Продолжительность 3 - 5 минут. Сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Каждое упражнение повторять не менее 7–10 раз. Соблюдать последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.

Слайд 6

П о м н и т е !!! Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения. Подходить к выполнению упражнения творчески. Можно использовать художественное слово (стихи, загадки и пр.)

Слайд 7

Организация ПРОВЕДЕНИя артикуляционнОЙ гимнастикИ 1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (картинки, сказка о Весёлом язычке, игрушки, сказочные персонажи и др .) 2. Показ выполнения упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Следит за качеством движений: точность, плавность, темп, симметричность движений по отношению к правой и левой стороне лица.

Слайд 8

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Слайд 9

«трубочка» С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты) вперёд

Слайд 10

Беззвучно и чередуя звуки «ИИИУУУ»

Слайд 11

« лОПАТКА » Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Слайд 12

«Накажем непослушный язычок» Улыбнуться. Пошлепать языком между губами « пя-пя-пя-пя-пя ». Покусать кончик языка зубками.

Слайд 13

«ИГОЛОЧКА» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Вытянуть язычок вперед узким, как жало.

Слайд 14

ЧЕРЕДОВАНИЕ «Лопатка» - «ИГОЛОЧКА»

Слайд 15

«часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Слайд 16

«качели» Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы - Кончик языка за нижние зубы

Слайд 17

«Вкусное варенье» Улыбнуться. Открыть рот. Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Слайд 18

«чашечка» Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык. Придать ему форму «чашечки».

Слайд 19

«МАЛЯР» Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо.

Слайд 20

« лОШАДКА » Улыбнуться. Приоткрыть рот. Поцокать «языком» (как цокают копытами лошадки).

Слайд 21

«ГРИБОК» Улыбнуться. Поцокать языком, (будто едешь на лошадке), замедляя темп, присосать к небу широкий язык.

Слайд 22

«ГАРМОШКА» Улыбнуться. Сделать «грибочек» (то есть присосать широкий язык к нёбу.) Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубки не смыкать).

Слайд 23

«БАРАБАН» Улыбнуться. Открыть рот. Многократно ударяя кончиком языка за верхними зубами : «ДЭ – ДЭ -ДЭ» (зубки разомкнуты).

Слайд 24

«Зарядка для язычка» Все ребята по порядку Утром делают зарядку. Язычок наш хочет тоже На детишек быть похожим. Раз - мы песенку запели « бегемотик » Два - уселись на качели « качели » Три - на лошади скакали «лошадка» На четыре - поболтали «индюк» Пять - по зубкам постучали «барабанщик» Шесть - мы в часики играли «часики» Семь - лакали словно кошка «горка» Восемь - спела нам гармошка « гармошка » Девять - сделали грибок. «грибок» Десять - ротик на замок.

Слайд 25

«СЧИТАЛОЧКА» Раз - мы ротик открываем, будто кошечки зеваем. Два - подуем в дудочки, губки, словно трубочки. Три - на губки посмотри, улыбаемся на «три». На четыре - ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять - откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть - почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы. Семь - мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь - к нам приходит осень. Вырос «гриб» на счёте «восемь» Девять - сделай-ка «гармошку», поиграй на ней немножко. Десять - можно поболтать, поболтать и не устать.

Слайд 26

Упражнения на выработку воздушной струи: «Пусти ветерок» Широкий язык между губами, пустить ветерок по середине язычка. Задания: «Загони мяч в ворота» «Подуй на снежинку» «Сдуй листочек» «Остуди чаёк» «Покатай карандаш по столу» !!! Не надувать щеки, при выполнении этих упражнений !!!

Слайд 27

«Задуй снежинку» Подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки, пёрышко. «Футбол» Дуть на шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, стараясь загнать его в « воротики » - между кубиками. «Волшебные пузырьки» Игры с мыльными пузырями. «Дудочка» Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Цветочный магазин» Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек. «Задуй свечу» Подуть на зажжённую свечу, или на свечу, вырезанную из бумаги.

Слайд 28

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...