Статья "Речевые игры дома"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Статья "Речевые игры дома" поможет родителям в занимательной форме развивать речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры дома

Развивать речевые навыки ребенка лучше всего в свободном общении с ним, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. Развивающие игры и упражнения всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Проводить с ребенком такие игры необходимо систематически. Этим можно заниматься на прогулке, по пути домой из детского сада, во время совместных домашних хлопот.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Развивать его необходимо, так как фонематический слух является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.

  1. «Услышишь – хлопни».                                                                                                    Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда тот услышит в слове какой-то определенный звук (например, звук [а], [л] или любой другой). Ребенок, сидя с закрытыми глазами, внимательно слушает слова и, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.                                                                                                                                      
  2. «Кто больше?»                                                                                                               Взрослый просит ребенка подобрать как можно больше слов, начинающихся на определенный звук (например, на звук [б], [и] или любой другой). ребёнок подбирает слова, начинающиеся на заданный звук. Повторы слов при этом недопустимы.
  3. «Запоминайка»                                                                                                                   Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют их. Первый ряд состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.).
  4. «Зоркий глаз»                                                                                                                    Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук (например, все предметы, в названии которых есть звук  [о], [ш] или любой другой) и определить его место в слове (в начале слова, в середине, в конце).
  • сад— сани (Наличие в слове звука [С], место звука в слове «сад» - в начале слова)
  • сок—шок
  • сумка—суп—сапоги
  • шапка—сын—шуба

 

Игры на увеличение словарного запаса ребенка

Словарный запас ребенка делится на активный и пассивный.                              Активный словарь – это те слова, которые ребенок использует в своей речи. Пассивный – слова, значение которых ребенок понимает, но сам их не произносит. Подобные речевые игры способствуют увеличению активного и активизации пассивного запаса. Богатый словарный запас помогает четко и ясно формулировать свои мысли.

 

1. «Правда или ложь»

Эта игра не только обогащает словарный запас, но и тренирует внимательность. Ваша задача называть вещь (возможно, две-три), а малыш должен сказать, правы вы или нет. Например, вы говорите:

— Чашка и ложка – это посуда.

— Да, верно, это посуда — должен ответить ребенок.

Другой вариант. Вы говорите:

— Собака и кошка – это птицы.

— Нет, ты не прав(а), собака и кошка – это домашние животные, — верный ответ малыша.

Ваша задача научить ребенка давать полные и развернутые ответы, таким образом, происходит увеличение словарного запаса. С помощью этой игры вы сможете выучить название многих предметов.

  1. «Сегодня я пойду…»

Суть этой игры состоит в том, чтобы смоделировать какую-либо ситуацию. Например, вы говорите ребенку: «Представь, что сегодня ты пойдешь в магазин игрушек, что ты там будешь делать?» Задача малыша состоит в том, чтобы составить небольшой рассказ из трех-четырех предложений (позже можно увеличивать количество предложений). Его повествование должно начинаться со слов: «Сегодня я пойду…». Варианты могут быть совершенно разными: в магазин, на улицу, в парк, в лес, на озеро, в музей и так далее.

 

  1. «Отгадай, что это»                                                                                                      Взрослый описывает предмет, а ребенок должен отгадать, что это.                            Например:

Растут на грядке в огороде, мы употребляем их в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (яблоки).

  1. «Назови лишнее слово»                                                                                                              Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».                                                                                   Например:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

зима, апрель, весна, осень, лето;

думать, ехать, размышлять, соображать;

храбрый, звонкий, смелый, отважный
и т.д.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»                                                                 Взрослый называет части предмета, ребенок должен сказать, что это за предмет. Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"

Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...

#сидим дома Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры дома"

Чем еще заняться на самоизоляции дома? Конечно же, вместе с детьми возвращатьс в детство....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....