"Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии

Афанасьева Вера Анатольевна

программа кружковой работы коррекционной направленности для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_yazychok.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

Принято на педагогическом совете Рассмотрено на заседании МО        Утверждаю

МБОУ «Начальная школа -              Протокол № __от ________            Директор МБОУ «Начальная

детский сад»                                       Рекомендовано к работе _______   школа - детский сад»

Протокол №___от_________            Руководитель МО                             _________Е.В.Прудникова

Заместитель директора по УВР        Кротенкова Л.П.                                Приказ № ___ от _________

Шахова О.В.

Программа логопедического кружка "Веселый язычок"

Учитель-логопед: Афанасьева В.А.

Сафоново

2018

Пояснительная записка.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ общеразвивающего вида невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у 4-летнего ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. А если вовремя устранить нарушения звукопроизношения и развить фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. С этой целью на базе нашего детского сада мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь детям, которые были не зачислены на логопункт (по разным причинам) и детям, которым не достаточно кратковременных (10 – 20 мин) и краткосрочных (2 – 3 раза в неделю) занятий, по причине сложного речевого дефекта.

При составлении программы я использовала «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичёва, Г. В. Чиркина и «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.

Цель:  преодоление недоразвития речи у детей 6 – 7 лет, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.

Основные задачи коррекционно – развивающей работы: 

1)    формировать полноценные звукопроизносительные навыки;

2)    развивать   фонематической   восприятие,   фонематические   представления   и  доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;

3)  обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;

4)   формировать грамматический строй речи.

5)    развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.

Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.

Основная форма логопедической работы – подгрупповые занятия, продолжительностью 20 – 25 минут, 1 раз в неделю.

Программа рассчитана на 1 года обучения для детей 6 - 7 лет.

Содержание программы

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Для данной группы детей типичным является использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трёх = пяти слогов. Однако дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершённый характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребёнка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.д. В то же время они не обладают ещё достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, называние названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий связанных с ними.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечаются и специфическое своеобразие связной речи. Её недостаточная сформированность часто проявляется как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух.  Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названиях которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Организация коррекционно – развивающей работы:

С учётом специфики недоразвития устной речи детей с ОНР III уровнем, разработана программа коррекции и развития речи, в которой реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматическим строем – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи.

Основные задачи коррекционно - развивающей работы:

  1. Развитие словаря;

  1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

  1. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
  • развитие просодической стороны речи;
  • коррекция произносительной стороны речи;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • совершенствование фонематических представлений;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Обучение элементам грамоты;

  1. Развитие связной речи и речевого общения.

Перспективное планирование логопедической работы

 с детьми 6 – 7 лет, имеющих ОНР III уровень

Период

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи и речевого общения

Обучение элементам грамоты.

Словарная работа по лексическим темам.

Развитие фонетико – фонематической системы языка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I период

Октябрь, ноябрь, декабрь

1. Развивать навык образования и использования в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего  и прошедшего времени.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (на, по, с).

4. Упражнять в образовании и использовании     в     речи

 1. Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них.

2.  Совершенствовать умения составлять описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам с помощью схем.

3.  Учить составлять загадки – описания по предметному лексическому словарю.

4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста.

1. Продолжать формировать  представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.

2. Познакомить с понятием гласный звук.

3.  Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.  Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв.

1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Осень»;
  • «Фрукты – овощи»;
  • «Садовые ягоды»;
  •  «Лесные ягоды»;
  • «Грибы»;
  • «Деревья»;
  • «Кустарники»;
  • «Дикие  и домашние животные»;
  • «Животные Жарких стран»;
  • «Животные, живущие на Севере»;
  •  «Зима».

 2. Учить            группировать предметы  по  признакам  их

Просодическая сторона речи:

1.  Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2.  Совершенствовать качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в игровых ситуациях или логоритмических упражнениях.

3. Развитие ритмичности речи, её  интонационной выразительности, модуляции голоса в логоритмических играх.

Произносительная сторона речи:

1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения   артикуляционной

1.

2.

3.

4.

5.

6.

относительных прилагательных.

5. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе).

6. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже и использование их в речи.

соотнесённости и развивать понимание обобщающего значения слов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия.

3. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов.

4. Обогатить активный словарь относительными  прилагательными.

5. Познакомить и упражнять в употреблении в речи слов – антонимов.

6. Расширить понимание простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.

7. Учить правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательные            наречия

(тут, там, здесь), количественными                и

гимнастики и артикуляционного массажа.

Слоговая структура слова:

1. Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова, познакомить и упражнять в воспроизведении цепочки слогов со сменой ударения, интонации, цепочек слогов с одной согласной и разными гласными звуками, цепочек слогов со стечением согласных.

2. Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  двухсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя закрытыми слогами и использование их в речи.

3. Познакомить с понятием слог.

Звуковой анализ и синтез:

1.  Закрепить умение на слух определять заданный согласный звук в словах.

2. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

порядковыми числительными в пределах десяти.

8. Закрепить в речи понятие слово.

II период

Январь,

февраль,

март

1. Продолжать учить образовывать и использовать в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего  и прошедшего времени.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкатель. суффиксами, глаголов с различными приставками.

3. Совершенствовать умение использовать несклоняемыми существительными (метро, пианино).

4.  Формировать умение образовывать и использовать      в       речи

1. Развивать монологическую речь. Стимулировать собственные высказывания ребёнка.

2. Продолжать совершенствовать умения составлять рассказы и загадки – описания о предметах и объектах по предложенному плану – схеме.

3. Упражнять в пересказе небольших сказок и рассказов с автоматизированными звуками.

1. Закреплять   представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.

2. Закрепить понятие гласный звук и познакомить с понятием согласный звук.

3.  Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.  Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв,  узнавать «зашумлённое» изображение буквы.

1. Формировать внимание к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

2. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Зимующие птицы»;
  • «Домашние птицы»;
  • «Рыбы»;
  • «Игрушки»;
  • «Музыкальные инструменты»;
  • «Инструменты»,
  • «Электроприборы»,
  • «Одежда»;
  • «Обувь»;
  • «Головные уборы»;
  • «Профессии» портной, художник, учитель, маляр

Просодическая сторона речи:

1.  Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

2. Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в логоритмических упражнениях.

3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

Произносительная сторона речи:

1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

существительные с увеличительными суффиксами.

5. Познакомить с синонимами и обучить правильно употреблять их в речи.

продавец, повар;

  • «Профессии» строитель, милиционер, врач, парикмахер, шофёр;

3. Упражнять в свободном использовании в речи слов – антонимов.

4. Уточнить понимание значения предлогов (в. на, у, под, над, за, с, со, из, по) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на – с, в – из, над - под) в речи.

5. Обогатить речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.

Слоговая структура слова:

1. Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  трёхсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и использование их в речи.

2. Закрепить понятие слог и умение выполнять слоговой анализ слов, состоящих из одного, двух и трёх  слогов.

Звуковой анализ и синтез:

1.  Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук.

2. Учить различать гласные и согласные звуки.

3. Познакомить с позицией звука в слове (начало, середина и конец слова) и формировать навык определения первого и последнего звука в слове.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

III период

Апрель,

май

1. Совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с существительными ед. и мн. числа.

2. Совершенствовать умение  изменять по падежам, числам и родам прилагательные.

3.  Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами.

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого будущего сложного времени.

5. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с

1. дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения.

2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах с опорой на план – схему; пересказывать рассказы или сказки с автоматизируемыми звуками.

3. Побуждать использовать в речи простые предложения  и распространение их однокоренными членами.

4. Упражнять в составлении сложносочинённых  и сложноподчинённых предложений.

1. Продолжать знакомить детей с буквами.

2. Закрепить понятия гласный и согласный звук; познакомить с понятиями согласный твёрдый и согласный мягкий звук.

3.  Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе.

4.  Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв,  узнавать «зашумлённое» изображение буквы.

 

1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:

  • «Посуда»;
  • «Продукты питания»;
  • «Мебель»;
  • «Весна»;
  • «Транспорт»;
  • «Цветы»;
  • «Насекомые»;
  • «Сад – огород»;
  • «Школьные принадлежности».

2. Обогащение речи сложными словами (садовод, овощевод, мясорубка, соковыжималка ) словами – антонимами и словами – синонимами.

3. Уточнить понимания сложных предлогов (из-за, из-под, между, около) и активизировать их в речи.

4. Обогащение активной речи многозначными словами, прилагательными , обозначающими моральные

Просодическая сторона речи:

1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отрабатываемыми звуками.

2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

 Произносительная сторона речи:

1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх.

2. Продолжать совершенствовать работу органов речевого аппарата.

Слоговая структура слова:

1. Совершенствовать умение  воспроизводить структуру  четырёхсложных слов, состоящих из открытых слогов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

увеличительными суффиксами.

6. Упражнять в подборе определений к существительному.

7. Продолжать совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными.

качества людей (умный, глупый, злой, добрый, ленивый, упорный и т.д.)

5. Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Закрепить в речи понятие слово.

и использование их в речи; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и формирование навыка практического использования их в свободной речи.

2. Совершенствовать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух и трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Звуковой анализ и синтез:

1.  Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук.

2. Продолжать учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

3. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина и конец слова).

4. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, слов со звуком в определённой позиции.

5. Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ и синтез слова.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
  • Владеть навыками диалогической речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
  • Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
  • Владеть элементами грамоты: знать и уметь оперировать понятиями: слово, звук, буква, слог; гласные и согласные звуки, согласный твёрдый и согласный мягкий звук. Знать и находить все пройденные буквы.

Список литературы.

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: 1985.

  1. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: 1987.

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: 1987

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.: 1989.

  1. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: 1989.

7.    Нищева Н.В.  Программа  коррекционно-развивающей  работы в  логопедической  группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т). – Санкт – Петербург: 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Сказочные истории из жизни Веселого Язычка

Практический материал для работы над звуковой культурой речи....

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Сказка о веселом язычке.

Гимнастика для язычка ...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...