Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи для детей 5-6 летнего возравста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Комплексная НОД, позволяющая познакомить детей с деревом "ель" и отработать основные лексико-грамматические категории. НОД содержит проблемные ситуации, решение которых способствует формированию творческого мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoaya_nod_les._el.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная НОД
по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи
Группа: старшая логопедическая
Возраст детей: 5,5 лет
Тема. Лес. Хвойные деревья (ель).
Задачи: 1. Закрепить и расширить знаний о ели и традициях, связанных с этим
деревом.
2. Расширять и уточнять словарный запас:
- Упражнять в образовании и употреблении родственных слов (ель).
- Многозначное слово «иголки»
3. Практическое усвоение единственного и множественного числа имён
существительных именительного и родительного падежей.
4. Упражнять в образовании и употреблении существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Закрепить умение составлять простые предложения с предлогами.
6. Развивать мышление, зрительное восприятие, слуховое внимание,
мелкую моторику.
7. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе.
Оборудование: три зелёных треугольника, картинки-символы «Чего нельзя делать в
лесу»; предметные картинки: ель – ели, ветка – ветки, шишка - шишки,
иголка – иголки; большая и маленькая ели; картинки двух новогодних
ёлок (для сравнения); сюжетная картинка «Около ёлки»; еловые шишки
(по две на каждого ребёнка); шаблоны ёлки, разрезные картинки ёлки,
палочки (для выкладывания ); мяч
Предварительная работа: экскурсия в лес, рассматривание настоящей ели,
чтение стихов и рассказов о ели.
Ожидаемый результат: усвоение единственного и множественного числа
существительных: ель, ветка, шишка, иголка; употребление в речи
родственных слов и существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (по теме); положительное отношение к природе, желание её
беречь.
Ход НОД
- Организационный момент.
Мотивация - конверт с письмом.
Логопед: - Дети, нам пришло письмо с загадкой. Я не смогла её отгадать, помогите мне, пожалуйста.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
- Развитие слухового внимания - выкладывание ёлки из треугольников с
опорой на инструкцию логопеда.
Логопед: - Чтобы узнать, верно ли вы отгадали загадку, нужно выполнить
задание: выбрать самый большой треугольник и положить его внизу, затем
выбрать треугольник поменьше и положить его над большим и сверху –
самый маленький. Что получилось? (Ёлка). Загадку отгадали правильно!
- Развитие логического мышления - игровое упражнение «Если исчезнет лес…»
Логопед: - Сейчас мы отправимся в лес. Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? Кто живёт в лесу?
(Дети отвечают на вопрос, логопед одновременно с ответами рисует схему:
грибы
ягоды
цветы
лес животные
птицы
насекомые
чистый воздух (облачко)
Логопед: - Ребята, что будет, если исчезнет лес? (Логопед закрывает
изображение леса на схеме листом бумаги)
Дети: - Не будет грибов, цветов, …
Логопед: - Как нужно относиться к лесу? (Вывод: лес нужно беречь!)
- Беседа о правилах поведения в лесу, составление предложений по
картинкам - схемам : «Чего нельзя делать в лесу, а что можно»
Логопед: - Перед тем, как отправиться в лес, вспомним, как нужно вести себя
в лесу. Чего нельзя делать в лесу, а что можно?
(Дети отвечают, опираясь на картинки-схемы)
Дети: - В лесу нельзя шуметь, можно слушать птиц.
- В лесу нельзя ломать ветки, можно сажать деревья.
- В лесу нельзя мусорить, можно убирать мусор.
- В лесу нельзя жечь костры, можно играть на полянке.
Логопед: - Пора в путь!
(Под музыку дети идут в « лес» - декорации: 2-3 ёлки)
- Рассказ логопеда о ёлке.
Логопед: - Вот мы и в лесу. Какие деревья тут растут? (Ёлки). Присядьте на пеньки и послушайте мой рассказ.
Давным-давно люди считали ель хозяйкой растений, зверей и птиц. Они верили, что ель защищает человека от бед. Чтобы отблагодарить и задобрить ель, люди украшали её. С тех пор каждый год мы украшаем ёлку.
Издавна ель использовали в хозяйстве. Из неё делали избы, инструменты (например, лопаты). Хороша ель для изготовления музыкальных инструментов-
- балалаек, гуслей, пианино.
Вопросы по рассказу:
- Почему с давних пор люди любят ёлку?
- Что делают из ёлки?
- Упражнение в образовании и употреблении родственных слов.
Логопед: - Мы в лесу. Какие деревья здесь растут? (Ели). Как можно назвать этот лес, какой он? (Еловый).
- Подумайте, как ещё можно назвать еловый лес? (Ельник). Значит, где мы? (Мы в ельнике).
Рассматривание еловой ветки:
- С какого дерева ветка? Какая ветка? (еловая).
- Какие шишки? (еловые).
- Какие иголки? (еловые).
- Как ласково назовём ёлку? (ёлочка).
- Украсим ёлку игрушками. Какие игрушки? (ёлочные).
- Многозначное слово «иголки».
А) Логопед: - У ёлки есть иголки. У кого ещё есть иголки? (У ежа).
- Кому ещё нужны иголки? (Швее, портнихе).
(Показ картинок: еловые, ежовые, швейная иголки).
- Как вы думаете, почему их называют одним словом? ( Если дети
затрудняются: Чем они похожи?) ( Все иголки острые, длинные, тонкие).
Б) Составление предложений со словом «иголка».
- Какие иголки у ежа? У ежа колючие иголки.
- Какие иголки у ёлки? У ёлки зелёные иголки.
- Чем шьёт портниха? Портниха шьёт иголкой.
- Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными
суффиксами - игра «Большая и маленькая ёлки».
Логопед: - Я буду говорить про большую ёлку, а вы про маленькую.
(Логопед показывает картинки большой и маленькой ёлки, называет часть
большой ёлки, дети по очереди подбегают к логопеду и называют такую же
часть, но у маленькой ёлочки).
Логопед: Ребёнок (подбегая к логопеду):
Это ёлка. Это ёлочка.
Это ветка. Это веточка.
Это иголка. Это иголочка.
Это шишка. Это шишечка.
- Употребление единственного и множественного числа существительных –
игра с мячом «Один - много».
А) именительный падеж
Логопед: - В лесу на поляне можно играть. Сейчас мы поиграем с мячом. Я
буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы назовете много
предметов и бросите мяч мне.
Логопед: Ребёнок:
Ёлка ёлки
Ёлочка ёлочки
Ветка ветки
Веточка веточки
Иголка иголки
Иголочка иголочки
Шишка шишки
Шишечка шишечки
Б) родительный падеж
Логопед: - Вспомните и назовите, чего много у ёлки. (У ёлки много веток,
иголок, шишек.)
10. Физкультурная минутка.
А) Пальчиковая игра «Ёлочка»
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними.
Пальчики ты разведи.
(Локти в стороны, прямые пальцы переплести)
Б) Упражнения с еловыми шишками:
- сжимание/разжимание (одновременно двумя руками, поочерёдно)
- покатать между ладонями
В) Координация речи с движением.
Логопед: - Что прячется в еловых шишках? (семена)
- Что вырастет из этих семян? (ёлки)
В лесу родилась ёлочка, присесть, обхватить колени руками.
В лесу она росла, медленно встать, подняться на Зимой и летом стройная, носки, потянуться.
Зелёная была. Покачивание из стороны в сторону.
- Составление простых предложений с предлогами по картинке «Около
ёлки».
А) Рассматривание картинки:
- Кто (что) изображено на картинке?
Б) Составление предложений:
- Расскажите, кто где находится.
(Если дети затрудняются – вопросы).
Дети: Белка сидит на ёлке.
Сова сидит на ёлке.
Птица летит над ёлкой.
Заяц сидит за ёлкой.
Лиса сидит около (у) ёлки.
Грибы растут под ёлкой.
Логопед: - Маленькие слова на, над, за, около, у, под помогают понять, кто же где находится.
- Развитие зрительного восприятия, мышления – сравнение двух ёлок.
Логопед (показывает картинки двух похожих ёлок): - Скоро новый год, мне
прислали две одинаковых открытки. (Логопед подчеркивает, что ёлки
одинаковые, хотя на самом деле они отличаются. Если дети не высказывают
возражений, логопед задаёт вопросы: одинаковы ли ёлки? Есть ли какое-
нибудь отличие?)
Логопед: - На самом деле ёлки разные! А я-то думала, что одинаковые.
Посмотрите и расскажите, чем они отличаются? (снежинки – свечи, шары –
бусы, звезда – пика, мешок – коробка).
- Игровое упражнение « Что ты можешь сам сделать, чтобы не обидеть ёлочку».
Логопед: - Ёлка – замечательное дерево, но часто люди обижают ёлку: ломают ветки, а то и срубают на новый год. Придумайте, как сделать, чтобы и группу украсить к празднику, и ёлочку не обижать?
(варианты: нарисовать ёлку, сделать из бумаги, украсить искусственную ель,
нарядить ёлку не в группе, а живую на улице).
13.Развитие мелкой моторики – продуктивная деятельность.
Логопед: - Пора возвращаться из леса в группу. Попрощаемся с ёлочками.
(Дети прощаются, уходят под музыку «домой»)
Логопед: - Вот мы и в группе. В память о нашей прогулке в еловый лес предлагаю изобразить ёлку. Выбирайте сами как:
- сложить ёлку из спичек;
- обвести шаблон;
- сложить разрезную картинку;
14.Итог.
Логопед: - Замечательные ёлочки получились.
- Вспомним, куда мы с вами ходили? (в еловый лес)
- Какое настроение у вас после прогулки в лес?
- Как вы относитесь к ёлочке.
В итоге был создан альбом «В лесу родилась елочка…» с лексико-рамматическими упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное комплексно-тематическое планирование с учетом ФГТ на летний период (старший дошкольный возраст)
Материал содержит примерное комплексно-тематическое планирование с учетом новых требований к дошкольному образованию на летний оздоровительный период...
Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»
Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...
Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности на летний оздоровительный период
Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности на летний оздоровительный период на август месяц в МБДОУ №63...
Сценарий летнего познавательного досуга для детей младшей группы «Летние загадки для малышей»
Описание: Сценарий разработан для детей 3-4 лет, проводится в конце учебного года (для закрепления имеющихся знаний у детей), с использованием компьютерной презентации с ответами на загадки, в м...
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста «ЛЕТНИЕ ИСТОРИИ»
Cценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста с участием героев детского мультфильма «Маша и Медведь», танцами, музыкально-ритмическими композициями (по показу), весёлыми кон...
Комплексно-тематический план воспитательно образовательной программы на летний период 2019 год
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВЕСЬ ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...