Игры и упражнения на автоматизацию звука Ш
консультация по логопедии (старшая группа)
Данные игры и упражнения помогут формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, разнообразят работу над закреплением правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_sh_.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [Ш]
Занятие 1. Четко произносить прямые слоги:
ша – ша – ша шо – шо – шо шу – шу – шу ши – ши – ши ше – ше – ше | ша – шо – шу – ши – ше шо – шу – ши – ше – ша шу – ши – ше – ша – шо ши – ше – ша – шо – шу ше – ша – шо – шу – ши |
Занятие 2. Четко произносить слова.
С ударением на слоге:
Ша: шаг, шагом, шаль, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, душа, шавка;
Шо:шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шов, шок, шорты, порошок, хорошо;
Шё:шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл;
Ши:ширь, шик, шило, шина, шип, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили, ковши, ширма, шифер;
Шу:шум, шумный, шут, шуба, Шура, Шурик, шутка, мишутка, дышу, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют;
Ше:шея, шей, шейка, шеф, мишень, ошейник, решение, вермишель.
Без ударения на слоге:
Ша: шаги, шагать, шалить, ваша, наша, ноша, ниша, каша, крыша, груша, Даша, Маша, Луша, Паша, Миша, Яша, Алёша, Наташа, Андрюша, Катюша, шакал, шаланда, шалфей, шалун, шампунь, лошадь, вешалка, шатёр, афиша;
Шо: шоколад;
Шу: шуруп, шутить, шутник, шумовка;
Ши: шинель, шипеть, широкий, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина, шимпанзе, клавиши, шитьё, баклуши;
Ше: камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, орешек, горошек, плюшевый, шептунья.
Занятие 3. Четко произносить слова тройками.
Петушок – гребешок – ремешок.
Шина – машина – крушина.
Малыши – камыши – ландыши.
Дышу – ношу – тушу.
Маша – Даша – Паша.
Андрюша – Танюша – Валюша.
Ваша – наша – каша.
Миша – Паша – Яша.
Наташа – Танюша – Катюша.
Занятие 4. Четко произносить чистоговорки.
Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша – я катаю малыша.
Ша-ша-ша – варится лапша.
Ша-ша-ша – поймали мы мыша.
Ша-ша-ша – купаем голыша.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – выходи из камыша.
Шо-шо-шо – поём мы хорошо.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу – шубы, шум, мишутка, шут.
Шу-шу-шу – пилотку я ношу.
Шу-шу-шу – я значок ношу.
Занятие 5. Четко произносить слоги со стечением согласных.
Шва – шво – шву – швы – шве.
Шка – шко – шку – шкы – шке.
Шла – шло – шлу – шлы – шле.
Шля – шлё – шлю – шли – шлее.
Шмя – шмо – шму – шмы – шме.
Шна – шно – шну – шны – шне.
Шпа – шпо – шпу – шпы – шпи.
Шта – што – шту – шты – шти.
Занятие 6. Четко произносить слова.
Подошва, швабра, швея, швы, шведы.
Шкаф, шкатулка, школа, школьник, пешком, шкода, шкурка.
Шла, шлак, шланг, шлагбаум, шлейф, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шлюз, шляпа.
Шмель, шмыгать.
Шницель, кашне, шнурок, шнурки.
Шпалы, шпагат, шпага, шпатель, шпаклёвка, шпоры, шпион, шпиль, шпилька, шпинат, шпулька.
Штаб, штамп, штанга, штаны, штопать, штопка, штора, штопор, шторм, штука, штукатур, штурвал, штурман, штурм, штык, штиль.
Занятие 7. Четко произносить обратные слоги:
аш – ош – уш – ыш.
яш – ёш – юш – иш – еш.
аш – яш – ош – ёш.
уш – юш – ыш – иш – еш.
Занятие 8. Четко произносить слова.
С ударением на слоге:
Аш: ваш, наш, башня, пашня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш;
Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, Антошка, брошка;
Уш: душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, макушка, волнушка, болтушка, избушка, игрушка, петрушка;
ыш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш;
яш: Яшка, яшма, гуляш;
ёш: даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка;
еш: пешка, орешки, орешник, вешний, поешь;
иш: бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, тишь, домишко;
юш: плюшка, клюшка, конюшня.
Без ударения на слоге:
Аш: башмак, башлык, кашне, каштан;
уш:ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, кормушка, камушки;
ыш: ландыш, детёныш, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, барышня, боярышник;
юш: брюшко, полюшко;
иш: мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.
Занятие 9. Четко произносить слова тройками.
Вышка – мышка – пышка.
Кошка – мошка – ложка.
Подушка – лягушка – ватрушка.
Малышка – мартышка – покрышка.
Ладошка – окрошка – картошка.
Матрёшка – рыбёшка – лепёшка.
Бабушка – дедушка – донышко.
Валишь – делишь – пилишь.
Бишка – мишка – домишко.
Льёшь – пьёшь – даёшь.
Занятие 10. Четко произносить чистоговорки.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
Аш-аш-аш – я точу карандаш.
Аш-аш-аш – в лесу стоит шалаш.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Ош-ош-ош – Буратино дали грош.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Уш-уш-уш – принимаем душ.
Уш-уш-уш – тёплый душ.
Уш-уш-уш – в саду много груш.
Ыш-ыш-ыш – у Кати камыш.
Ыш-ыш-ыш – крепко спит малыш.
Ыш-ыш-ыш – у меня малыш.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ышка-ышка-ышка – маленькая мышка.
Занятие 11. Четко произносить слова с двумя звуками [ш].
Шашки, шишки, шалаш, шалишь, шумишь, пишешь, мешаешь, пляшешь, шьёшь, шуршишь, штанишки, шабаш, шалунишка, шутишь, шипишь, вышиваешь, шелушение, шушера, шашни, шиншилла.
Занятие 12. Четко произносить словосочетания:
наша школа швейная машина
шумные шалуны шёлковая шаль
душистый шампунь Дашина шапка
шелуха шиповника шутник мишутка
шумят камыши шпиль башни
тушёный шпинат шитьё шинели
пышная плюшка душистые ландыши
наша бабушка шипы шиповника
большой шмель катушка шёлка
пшённая каша шёлковая штопка
пушистая шляпа дешёвые книжки
большой шкаф широкополая шляпа
шипение кошки шёлковое кашне
шиншилловая шуба большая кошка
Занятие 13. Четко произносить предложения.
Наташа пишет.
Вот Маша.
У Маши шляпа.
У Лёши ландыши.
Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
Малыши шагают в школу.
Школа большая.
Миша нашёл камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы.
Занятие 14. Выучить наизусть. Повторять три раза подряд, ускоряя темп.
Тише, мыши, кот на крыше.
Луша под душем мыла мылом уши.
Леша и Клаша едят пшённую кашу.
В шалаше шесть шалунов.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Занятие 15. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Шалун Миша
Миша – шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.
Даша вышивает
Даша вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.
В о п р о с ы.
1. Что делает Даша?
2. Что будет вышито на подушке?
3. Что уже вышито?
Кошки-мышки
Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки. Маша – кошка, а Паша – мышка.
– Мышка, беги от кошки, – командует Даша.
Паша бежит от Миши. Вот-вот кошка поймает мышку!
В о п р о с ы.
1. Кто играет в кошки-мышки?
2. Кто кошка и кто мышка?
3. Что говорит Даша?
4. Кто за кем бежит?
Мишка
Маша маленькая. Бабушка и дедушка купили Маше мишку. Мишка был большой, плюшевый. Маша не шалит, она играет с мишкой. Маша катает мишку на машине.
В о п р о с ы.
1. Кто купил Маше мишку?
2. Какой был мишка?
3. Как играет Маша с мишкой?
Кот Пушок
У Наташи кот Пушок. Пушок – шалун. Он много шалит, а мышей ловит плохо. Вот шорох. Это шуршит мышка. Пушок – к мышке, а мышка – в норку.
В о п р о с ы.
1. Кто у Наташи?
2. Почему Пушок – шалун?
Лягушка и кукушка
У лягушки – лягушата, а у кукушки – кукушата. Кукушка и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку кукушатам, а лягушка – лягушатам.
Повтори чистоговорки
Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.
Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши
Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Мы учим звук Ш
Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,
Шумно «шипят» малыши:
Лошадь, машина, мышка и кошка,
Пушка, мартышка, уж и окошко,
Шишка, лягушка, шубка и чашка,
Шапка, кукушка, шиповник и кашка,
Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,
Мишка, катушка, мальчишка и шапка.
Мы со звуком Ш играем
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шортики, лягушка.
Найди лишний предмет
Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).
Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).
Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).
Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).
Угадай, что в шелковом мешке?
Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).
Считалка
Вот шипящая считалка:
Чашка, ложка и мешалка,
Кружка, нож и поварешка,
Кашка, пышка и лепешка.
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без мотора,
Шла машина без шофера,
Шла, куда сама не зная,
Шла машина… заводная.
Мышка Даша
Мышка Даша была необычной мышкой. Она жила в большой избушке с шершавой крышей. Даша была очень запасливой. В мешке она хранила сушки и зернышки. Но больше всего на свете Даша любила шоколад, оладушки и ватрушки!
Однажды Даша сидела дома и вязала себе шапку из шерстяных ниток. Как вдруг она услышала страшный шум за окошком. Даша навострила ушки. Она подошла к окошку и отодвинула шторку. Но никого не увидела. Тогда она чуть-чуть приоткрыла окошко. Зашумел ветер: шшш-шшш-шшш.
-Кто здесь? – спросила Даша.
В ответ – тишина.
-Есть тут кто? – еще раз спросила она.
Шум повторился.
Мышка Даша осмелела и вышла из своего жилища на опушку. На улице стояло лето. Ярко светило шутливое солнышко, играя лучиками. Зашуршал куст. Мышка Даша подошла к нему и увидела, что там прячется мишутка. Он горько плакал.
-Ты почему плачешь? – спросила она.
-Я собирал шишки и потерялся, - ответил мишутка.
-Не плачь! А как тебя зовут?
-Антошка!
-Антошка, а ты кушать хочешь? – спросила запасливая Мышка.
-Хочу, - всхлипывал Антошка.
-Хорошо, пойдем ко мне в избушку, - захлопала Даша в ладошки.
Мышка Даша привела Мишутку Антошку в свое жилище. Она взяла большой ковш и налила мишутке в чашку воды, потом угостила кашей и плюшками. Мишутка больше не плакал.
-Давай дружить! – Мышка протянула Мишутке лапку.
-Давай! – Мишутка протянул ей свою плюшевую лапку.
Мышка Даша показала Мишутке свой погреб, где у нее хранились лукошко с горошком, картошка, окрошка и вкусные лепешки. И пообещала ему помочь вернуться домой.
Она показала Мишутке тропинку, которая вела в Медвежью Глушь. В дорогу она положила ему вишню и орешки, а еще подарила красивые башмаки и шарф. Вот так Мышка Даша спасла Мишутку Антошку.
Потом Мишутка часто приходил к Даше в гости. Он приносил ей ромашки и воздушные шарики. А еще он отгонял от ее избушки Шуструю Кошку. А Даша угощала его из своих запасов. Вот такая дружба!
Селиверстова Ю.А.
3. Беседа по содержанию сказки.
Логопед следит за тем, чтобы ребенок старался отвечать полными предложениями. Он помогает ему наводящими вопросами.
Логопед: Тебе понравилась сказка?
-Про какого она зверя? (про мышку)
-Как ее звали? (Даша)
-Где жила Мышка Даша? (в большой избушке с шершавой крышей)
Что сделала Мышка? (Мышка вошла в домик)
-Мышка Даша была запасливой? (да)
-Что стоит в правом нижнем углу? (мешок)
-Что хранила Даша в мешке? (Даша хранила в мешке сушки).
-Что еще? (зернышки)
-А что больше всего любила Даша? (Больше всего Даша любила шоколад)
-Что еще? (оладушки) -И? (ватрушки)
-А что же однажды случилось с нашей Мышкой?
-Что делала Даша? (Даша вязала шапку)
-Из чего она вязала шапку? (Она вязала шапку из шерстяных ниток)
-Что услышала Даша? (Даша услышала шум за окошком)
-Нажми на цветочек на окошке. Что ты слышишь? (шум)
-Что же сделала наша Мышка? (Мышка подошла к окну)
-И что сделала? (Она отодвинула шторку)
-Она увидела кого-нибудь? (нет)
-Что она сделал потом? (Даша приоткрыла окошко)
-Что же решила сделать Даша? (Она вышла из избушки на опушку)
-Что ярко светило на небе? (На небе ярко светило солнышко)
-Что услышала Мышка Даша? (Даша услышала шорох в кустах)
-Что сделала Даша? (Подошла к кусту)
-Кого она увидела? (Мишутку)
-Как мишутку звали? (Антошка)
-Ты помнишь, что спрашивала Мышка?
-А Мишутка что отвечал?
-Вспомни, что сделала Мышка Даша? (Мышка взяла ковш и налила Мишутке в чашку воды)
-Чем угощала Мышка Антошку? (Она угощала Антошку плюшками и кашей).
-Ты помнишь, что предложила Мышка Даша Антошке? (Она предложила дружить)
-Куда отвела Даша Мишутку? (Даша отвела Мишутку в погреб)
-Мышка Даша помогла Антошке добраться домой? (да)
-Куда вела тропинка? (Тропинка вела в Медвежью глушь)
-Что Мышка Даша дала Антошке в дорогу?
-А что она подарила ему?
-Что он ей приносил? (Мишутка приносил ей воздушные шарики и ромашки)
-А что он еще делал? (Отгонял от избушки Шуструю Кошку)
-Как ты думаешь, Мышка Даша и Мишутка Антошка стали друзьями? (да)
Мышка и Мишутка подружились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для автоматизации звука "Т"
система игр и упражнений по автоматизации звука "Т" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Памятка для родителей "Игры и упражнения на автоматизацию звука Щ"
В памятке представлены игры и упражнения по автоматизации звука Щ для занятий с детьми 4-5 лет дома....
Игры и упражнения для автоматизации звуков
В данном пособии представлен речевой материал для автоматизации звуков на разных этапах работы....
Игры и упражнения на автоматизацию звука К.
Данные игры и упражнения будут полезны на занятиях по автоматизации К....
Игры и упражнения на автоматизацию звука В
Данные игры и упражнения будут полезны при автоматизации звука В в слогах, словах, предложениях, текстах....
Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях....
Консультация "Играем дома. Игры и упражнения для автоматизации звуков"
Превратите трудную работу над звуком в увлекательную игру! Предлагаемые игры и игровые упражнения. значительно облегчат процесс автоматизации звуков в речи вашему ребенку...