как формируются речевые навыки
консультация по логопедии
Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения не формируются сами по себе, они требуют специального вмешательств.
Недостаточное внимание к развитию речи детей со стороны взрослых (родителей, педагогов), нередко приводит к неудачам в учёбе, трудностям в общении..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formiruyutsya_rechevye_navyki.docx | 162.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Как формируются речевые навыки
(консультация для родителей)
Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения не формируются сами по себе, они требуют специального вмешательств.
Недостаточное внимание к развитию речи детей со стороны взрослых (родителей, педагогов), нередко приводит к неудачам в учёбе, трудностям в общении..
Речь существует в двух формах: устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение.
Задача развития речи ребёнка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма.
1. Ещё в утробе и в первые месяцы жизни если ребёнок был окружён звучанием спокойной ласковой речью, развивался и рос при добрых отношениях родных взрослых, то уже изначально ребёнок был обеспечен хорошей речевой средой и приобрёл огромное преимущество пред детьми, не получившими такую заботу.
2. Положительные эмоции всегда сопровождают первые попытки говорения – гуление. Положительные эмоции стимулируют общую и речевую активность, а отрицательные – притупляют и гасят её.
Поэтому воспитывая и обучая ребёнка, необходимо заботится не только о сумме знаний и умений, о и о создании положительного эмоционального настроя.
3. Потребность в самовыражении.
Чем чаще ребёнок будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, выражая свои эмоции и чувства.
Таким образом, формируется потребность в самовыражении.
Время, когда ребёнок начинает говорить, требует внимательного отношения взрослых к его речи:
- помогать выражать мысли последовательно, логично (что было сначала, а что потом, чем всё закончилось);
- подталкивать к размышлениям (а зачем он так сделал? а ты бы как поступил в этом случае?);
- помогать сформулировать мысль;
- исправлять ошибки в звукопроизношении и ударении.
4. Стремление к самовыражению тесно связано со стремлением к содержательному, полноценному общению.
Именно стремление к взаимопониманию со взрослыми заставляет ребёнка учиться пользоваться речью, так как на практике понимает, что удобнее пользоваться словами, чем использовать плач, истерики, жесты, звуки. Поэтому не стоит быстро показывать своё понимание ребёнку, пока он не попытается использовать речь, чтобы был стимул для овладения речью.
5. Познание окружающего мира.
Познание тесно связано с обозначением, называнием предметов и явлений действительности. Ознакомление с окружающим миром занимает достаточно большое место при развитии речи ребёнка, так как пополняет словарный запас, знакомит со взаимосвязями между предметами и явлениями, происходит знакомство с такими мыслительными процессами, как классификация, обобщение, рассуждение, умозаключение.
6. Тренировка физиологических механизмов речи
Для полноценного создания и восприятия речи требуются очень сложные механизмы, которые связывают работу речевого аппарата со слуховым (а при письме – со зрительным и рукодвигательным), с памятью и мышлением. Эти механизмы формируются на протяжении нескольких лет и требуют огромного числа повторений для достижения автоматизма.
Механизмы чтения и письма существенно сложнее механизмов говорения и слушания, поэтому они формируются позже, в процессе специального обучения.
Формирование физиологических механизмов речи – это не только непременное условие овладения всеми её видами, но и показатель здоровья ребёнка.
Поэтому важно отслеживать все стадии речевого развития ребёнка (гуление, первые слова, фразы, предложения, и, конечно, звукопроизношение (поэтапное появление звуков: в 5 лет (+ /-) заканчивается формирование звуков). Несоответствие возрастных норм должно вызывать беспокойство и стать поводом своевременного обращения к специалистам.
7. Обучение
С поступлением ребёнка в школу заканчивается период стихийного овладения речью и начинается сознательное постижение её законов и правил.
В возрасте 6-7 лет продолжается формирование и тренировка физиологических механизмов не только устной, но и письменной речи, под воздействием расширившейся речевой среды продолжает формироваться языковая интуиция.
Стремление к познанию и общению, к самовыражению в состоянии положительных эмоций так же сохраняет свою актуальность, что не всегда учитывается при организации обучения в школе. И ребёнку будет необходима положительная речевая среда - эмоционально-чувственная с поддержкой родных, с помощью в овладении премудростями чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...
Консультация «Формируем речевую и познавательную активность детей»
Игры на формирование речевой и познавательной активности....
Формируем графические навыки у дошкольников
Материал может быть использован педагогами в работе, направленной на развитие мелкой моторики и при подготовке ребенка к школе....
Игры, формирующие полезные навыки и привычки
Игры, формирующие полезные навыки и привычки. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культ...
Пишем и рисуем на песке-формируем графомоторные навыки
Развитие графомоторных навыков имеет значительную роль при подготовке детей к школе, и наилучшее время – это дошкольное. Следовательно, одним из важнейших в коррекционно – развивающе...
Формируем коммуникативные навыки общения у первоклассника
Консультация для родителей будущих первоклассников "Формируем коммуникативные навыки общения у первоклассника"...
Познаём окружающий мир, формируем бытовые навыки
Эти игры и упражнения помогут ребёнку закрепить знания о предметах и явлениях, которые окружают нас в повседневной жизни, поскорее научиться необходимым бытовым навыкам...