Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)
Комплекс упражнений, направленный на коррекцию произношения шипящих звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3komp.docx | 80.84 КБ |
Предварительный просмотр:
III КОМПЛЕКС.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.
Повторить упражнения для губ.
«Улыбка», «Заборчик».
Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка» для губ.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Хоботок».
Вытягивание сомкнутых губ вперед. При выполнении необходимо следить, чтобы движения губ не сопровождались втягиванием щек.
«Бублик», «Рупор», «Окошко».
Зубы почти сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Кролик», «Зайчик».
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
«Улыбка-хоботок».
Чередование положений губ. Повторить несколько раз.
«Заборчик бублик».
Чередование положений губ. Повторить несколько раз.
Упражнения для коррекции произношения шипящих звуков.
1.«Чашечка».
«Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит.
К зубкам подняты края - вот и «чашечка» моя».
Цель.
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание.
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Внимание.
- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
2.«Вкусное варенье».
«Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой в ротик себе».
Цель.
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание.
Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Шлепаем губами по языку», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
3.«Ступеньки» (Чередование «Чашечка» на верхней губе – на верхних зубах – вверху за зубами).
«На верхнюю губку, на верхние зубки,
За зубки скачок – во рту язычок».
Цель.
Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание.
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Внимание.
-Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.
-Сохраним «чашечку», плавно переведя язык из одной позиции в другую.
4.«Фокус».
«Я «чашку» выведу вперед, с нее подую вверх.
И теплый воздух обдает мой носик, например».
Цель.
Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок. Плавно дуть вверх, на нос. Воздух при этом должен идти посередине языка.
Внимание.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
-Не сжимать язык зубами.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
-Выдох плавный, длительный. Упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
5.«Не разбей чашку».
«Широко открыт мой рот, ходит «чашка» взад – вперед».
Цель.
Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание.
Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Внимание.
-Двигается только язык, губы остаются неподвижными.
-Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор: «чашечка» снаружи – «чашечка» внутри.
6."Почистить верхние зубы" (С внутренней стороны).
«Зубы верхние - смотри: чищу «чашкой» изнутри».
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Развивать подвижность языка.
Описание.
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание.
-Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
-Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
-Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Наглядный, игровой материал по проведению артикуляционной гимнастики представлен в логопедическом уголке коррекционных групп детского сада.
Желаем вам успеха и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...