Что такое дизартрия?
статья по логопедии
Информация для родителей имеющих детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dizartriya.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дизартрия?
ДИЗАРТРИЯ у детей – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (от полной невозможности говорить, до неразборчивой речи), возникающее в результате поражения ЦНС (центральной нервной системы).
При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Классификация
Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:
- Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
- Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
- Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
- Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
- Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.
По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
- анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
- дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
- стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.
Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков(дисграфией, дискалькулией,дислексией).
Лечение и коррекция
Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.
Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.
Логопед научит родителей проводить логопедический массаж и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания.
Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности
Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.
Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...