«Автоматизация звуков в повседневной жизни»
картотека (старшая группа)
Игры на автоматизацию звуков в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звуков в повседневной жизни»
Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией.
игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел! Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Давайте представим, что вы- это ваш ребенок (предлагаются атрибуты детей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Что я загадал?». Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.Ф
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут?Где ты живешь?Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра « Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
И сегодня я приготовила специальные памятки для родителей, которые напомнят вам о полученных знаниях. Важно организовывать ситуации, близкие к условиям естественной коммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Именно в ситуации у ребенка появляется потребность говорить с какой-либо целью, что активизирует его речевую деятельность, способствует закреплению поставленных звуков.
На заключительных занятиях по формированию звукопроизношения полезно игры, построенные по типу популярных телевизионных передач «Смак», «Поле чудес» и др. Это вызывает большой интерес у детей, их активное участие. Такие задания способствуют не только закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей, но и обогащению словарного запаса, его активизации. Вот, например, как можно развивать произвольное внимание в игровой форме при автоматизации звука «Л». Дети часто затрудняются в произнесении этого звука в конце и середине слова. Они его «глотают» в этих позициях. Можно сказать, что сейчас звук «Л» будет лягушкой и будет подстерегать тебя в серединке и на конце слов. Лягушки хотят поплавать в твоем животике, остерегайся! Говори «Л» везде правильно! Как сказал слово не правильно, так лягушку проглотил («бука» вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие, холодные, будут квакать в животе. Ребенку весело, начинает работать азарт, включается внимание.
Особо любимы детьми игры с мячом, где не только идет проговаривание слов, но и двигательные упражнения, которые развивают ловкость, внимание, азарт. Давайте и мы в них поиграем (родители организуют круг, воспитатель объясняет игру и проигрывает её с родителями)
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ,ч и т.д.), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. бросаем мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Л— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. бросаем мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.
Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.
Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Автоматизация звуков в повседневной жизни"
Консультация для родителей...
Автоматизация звуков в повседневной жизни
Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного з...
Консультация для родителей "Автоматизация звуков в повседневной жизни"
Консультация рассказывает как в домашних условиях в игровой форме автоматизировать звуки...
Автоматизация звуков в повседневной жизни
Данная консультация будет полезна родителям и законным представителям несовершеннолетних обучающихся....
"Автоматизация звуков в повседневной жизни"
Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнасти...
Автоматизация звуков в повседневной жизни
При автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они общаясь со своим ребенком имеют возможность постоянно контролировать его речь. Постоянное наблюдение за речь...
Автоматизация звуков в повседневной жизни
Автоматизация звуков в повседневной жизни...