Доклад выступления на методическом объединении по теме: «Использование элементов системы Карла Орфа на логоритмических занятиях»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Цыганкова Жанна Валерьевна

Использование элементов системы Карла Орфа на логоритмических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

Доклад выступления на методическом объединении

по теме:
«Использование элементов системы Карла Орфа на логоритмических занятиях»

Подготовила:
Цыганкова Ж. В.

логопед отделения РНОУФВ

Кашира, 2020

СЛАЙД 1.

Использование элементов системы Карла Орфа на логоритмических занятиях

Добрый день,  уважаемые коллеги! На прошлых своих выступлениях я много рассказывала вам о логопедической ритмике. Не для кого ни секрет, что с 2017 года в нашем отделении ведется  работа по программе «Логоритмика для малышей». Но, мне как творческому человеку очень сложно стоять на месте, поэтому, побывав на одной из международных научно-практических конференций, меня очень сильно заинтересовала Орф-педагогика. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими небольшими пока еще знаниями в изучении этого вопроса.

СЛАЙД 2

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методом Жака-Далькроза (основатель ритмики) соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры.

В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что урок строится «здесь и сейчас», в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.

СЛАЙД 3

Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не специального изучения.

Основным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый для возможности самовыражения.

Базовая идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

СЛАЙД 4

Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми, таким образом, развивается творческое начало ребенка.

СЛАЙД 5

Методика Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

• для организации занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности;

• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

СЛАЙД 6

Орф-урок не просто урок музыки в сложившемся у нас традиционном понимании. Первое, что удивляет, привлекает и делает мгновенно сторонником системы Орфа, - особая атмосфера урока, в которой увлечённость, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все.

Один из способов создания такой атмосферы – широкое применение коммуникативно-двигательных игр, которые могут проходить как с музыкой, так и без неё. Эти игры психологические, побуждающие к совместным действиям, сближающие детей, устанавливающие тонкую психологическую связь, желание быть вместе.

СЛАЙД 7

Предлагаю вашему вниманию пример одной из таких игр, «Давайте  познакомимся».

Далее объясняет правила игры. Проводится игра с залом.

Сейчас я приглашаю выйти к нам всех участников этой игры. Выходят

СЛАЙД 8

Продолжим свое знакомство с Орф-педагогикой. Вашему вниманию предлагаются музыкально-двигательные упражнения. Данные упражнения подготавливают к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

Таким образом, вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, мы начинаем воспринимать музыку через движение.

Далее объясняются правила, проводится музыкально-двигательное упражнение

СЛАЙД 9

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно, а можно использовать и любые подручные средства, например, картонные и пластиковые  стаканчики. Приглашаю 6-8 участников на игру «Веселые стаканчики».

Объясняются правила, проводится игра

СЛАЙД 10

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

Самое первое представление о выразительности различных тембров дети получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Теремок». Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. А можно просто предложить изобразить шумовой оркестр. Я приглашаю следующих 5 участников для игры на музыкальных инструментах.

Объясняются правила, проводится шумовой оркестр

СЛАЙД 11

Как мы видим, система Карла Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий.

Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач творческого воспитания, обучения, образования.

В своей работе я использую лишь элементы этой системы, так как  мой опыт в изучении этой системы невелик. Примеры игр и упражнений мы сегодня с вами разобрали. Конечно, с детьми проводится более упрощенный вариант, самые элементарные движения, хлопки, шлепки и т.д.

Но, несмотря на это, наш совместный процесс с детьми настолько эмоционален, что даже неговорящие дети пытаются открыть рот и произнести хотя бы какие-нибудь звукокомплексы. А если это действия с каким-нибудь предметом, например, с тем же колокольчиком, то радости нет предела. Хочу отметить, что эти игры даже как-то дисциплинируют детей. Они с большой радостью включаются в игру и начинают выполнять инструкции, не требуя с моей стороны никакого специального вмешательства в этот процесс.

СЛАЙД 13

Сейчас мне хотелось бы подвести некий итог своего выступления. По команде «Раз, два, три!», если кто-то из вас считает, что занятия по системе К. Орфа совсем бесполезными и неинтересными для детей, пусть покажет жестом руки дизлайк.

Кто считает, что эта система является традиционной, ничего нового для нас не открывает, не показывает ничего.

Те, кто считает, что система К. Орфа является креативной, инновационной, покажет жестом руки лайк.

Таким образом, каждый из вас сделал для себя какие-либо выводы, а может и новые открытия. А я благодарю вас за внимание! Желаю вам крепкого здоровья и творческих успехов в работе!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – осо...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Методика Карла Орфа закладывает большой потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности....

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Одно из направлений музыкальной деятельности, в которой происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является «элементарное музицирование». Основоположником теории «элем...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Статья рассказывает об основных принципах и элементах системы Карла Орфа....

Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»

В татье описаны  элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...