Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии
Комплекс артикуляционных упражнений для всех группов звуков (свистящие, шипящие, соноры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук Р
Артикуляционная гимнастика
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ» Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Растяжка подъязычной связки - уздечки (при её укорочении). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. |
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ» Цель. Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена. Описание. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, поднять кончик языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки - дотронуться кончиком языка до верхней губы). 1. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. 2. Потянуть кончик языка вверх, к носу. Проделать упражнение 5-10 раз. Обратите внимание! Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. «ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА» Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. |
«КУЧЕР» («МОТОРЧИК») Цель. Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению звука «р». Развивать силу выдоха. Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее. |
«ЛОШАДКА» Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком («лошадка цокает копытами»), сильно и звонко. Обратите внимание!
|
«ГРИБОК» Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу. |
«ГАРМОШКА» Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу («Грибок»), открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание! Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху. |
«БАРАБАНЩИК» Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание. Улыбнуться, открыть рот, поднять широкий язык за верхние зубы и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание! 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает». 3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). |
Звук Л
Артикуляционная гимнастика
«МАЯТНИК» («ЧАСИКИ») Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Обратите внимание!
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому. |
«ИГОЛОЧКА» Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрягая его, сделать узким, удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд. |
«ЗМЕЙКА» Цель. Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык. Описание. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Сначала медленно, затем убыстрять движения. Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд. |
«ПАРОХОД» Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»). Обратите внимание! 1. Тёплый воздух выходит по бокам. 2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка. |
Шипящие звуки
Артикуляционная гимнастика
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» («НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК») Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад. Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта. |
«КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА» Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам. Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится), и, не меняя положения языка, покусывать его боковые края боковыми зубами 10-15 раз (жевать язык). Обратите внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполнении упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской (ложкой, деревянным шпателем) по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой стороны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка. |
«ЛОПАТОЧКА» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко, он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку». |
«ЧАШЕЧКА» Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов (или у верхней губы). Укреплять мускулатуру языка. Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов (или у верхней губы). |
«ФОКУС» («ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ») Цель. Направлять воздушную струю посередине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к губе, а посередине была небольшая щель. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение. На кончик носа прикрепить кусочек ваты, салфетки и сдуть его так, чтобы он полетел вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить по кончику языка ребёнка. Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Язык не сжимать зубами. 3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. |
«НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ» Цель. Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание. Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд (у верхних зубов) и убирать обратно в рот (за верхними зубами). Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы и нижняя челюсть остаются неподвижными. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» снаружи - «чашечка» внутри. |
Свистящие звуки
Артикуляционная гимнастика
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» («НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК») Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад. Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта. |
«КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА» Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам. Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится), и, не меняя положения языка, покусывать его боковые края боковыми зубами 10-15 раз (жевать язык). Обратите внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполнении упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской (ложкой, деревянным шпателем) по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой стороны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка. |
«ЛОПАТОЧКА» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко, он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку». |
«ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ» Цель. Вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего нижней губе. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу спокойно подуть посередине языка. Усложнение. По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, на шарики. Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается вниз. 2. Боковые края языка касаются уголков рта. 3. Не сжимать язык зубами. 4. Выдох спокойный, воздух проходит посередине языка, по образовавшему «желобку» 5. Если «желобок» не получается, можно положить на середину языка пластиковую палочку (зубочистку). |
«ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ) Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик развивать подвижность языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Обратите внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. 3. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна. 4. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих звуков (в момент произнесения язык ребёнка находится между зубами). |
«КАТУШКА» Цель. Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Обратите внимание!
|
«ГОРКА» («МОСТИК») Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» (слегка поднять спинку языка к нёбу). Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение. Язык должен быть широким, боковые края языка закрывают нижние боковые зубы. |
«ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ» Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть посередине языка плавно и длительно. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным. Обратите внимание! 1. Язык должен быть широким, боковые края языка закрывают нижние боковые зубы. 2. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик. 3. Если, не меняя положения языка, прикрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с». |
Упражнения для губ и нижней челюсти
«УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и», и губы растянутся в улыбке. |
«ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА») Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у», и губы примут положение трубочки. |
«ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ» Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Обратите внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. 2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а», губы и язык примут нужное положение. |
ЧЕРЕДОВАНИЕ «ХОБОТОК» - «УЛЫБКА» - «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ» Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Обратите внимание! 1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. 2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные упражнений артикуляционной гимнастики
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с иллюстрациями и краткими комментарияим....
комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика
пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики...
Упражнения артикуляционной гимнастики Статические упражнения
4.«Лопаточка»Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.Описание. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и ...
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
картотека...