Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка. Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. | |
2. Трубочка. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Затем чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка» на счет «раз-два». | |
3. Лопатка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы, а язык был расслабленным. | |
4. Иголочка. Улыбнуться, высунуть язык наружу острым, как игла. Следить, чтобы язык не лежал на нижней губе. | |
5. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхнюю, то в нижнюю губу. Нижняя челюсть при этом неподвижна. | |
6. Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. | |
7. Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. | |
8. Красим крышу. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и назад. Нижняя челюсть не двигается. | |
9. Орешки. Закрыть рот. Кончиком языка поочередно упираться в левую и в правую щеку на счет «раз-два». | |
10. Пароход. Приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. (слышится звук «л»). | |
11. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. | |
12. Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Затем «занести чашечку в домик»(поднять язык за верхние зубы). | |
13. Парус. Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поставить на бугорки за верхнимирезцами. Удерживать язык в таком положении на счёт до 10. | |
14. Горка. Открыть рот, улыбнуться, поставить кончик языка за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать язык в таком положении на счёт до 10. | |
| 15. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Удерживать на счет до 5. |
16. Гармошка. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. | |
17. Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Чтобы ребёнок не закрывал рот, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см. | |
18. Заводим мотор. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан») быстрыми движениями указательного пальца ребенка или соской производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится звук Р-Р-Р | |
19. Фокус. Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Сдуть ватку с кончика носа. |
12. Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Затем «занести чашечку в домик»(поднять язык за верхние зубы). | |
13. Парус. Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поставить на бугорки за верхнимирезцами. Удерживать язык в таком положении на счёт до 10. | |
14. Горка. Открыть рот, улыбнуться, поставить кончик языка за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать язык в таком положении на счёт до 10. | |
| 15. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Удерживать на счет до 5. |
16. Гармошка. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. | |
17. Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Чтобы ребёнок не закрывал рот, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см. | |
18. Заводим мотор. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан») быстрыми движениями указательного пальца ребенка или соской производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится звук Р-Р-Р | |
19. Фокус. Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Сдуть ватку с кончика носа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...