Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Уважаемые родители! Очень хочется, что вы преуспеете в начинаниях своих детей по развитию речи с помощью пальчиковой гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovoy_gimnastiki_v_rechevom_razvitii_detey.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Заниматься пальчиковой гимнастикой нужно как можно раньше. В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
- тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Список литературы.
1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3.
3. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей"
Значение пальчиковых игр в речевом развитии детей...
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.
Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Уже с первых недел...
«Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев....
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребёнка
Пальчиковая гимнастика - отличное занятие с ребёнком на каждый день, они развивают мелкую моторику, а развитие мелкой моторики стимулирует арзвитие речевых зон головного мозга.Кроме того пальчиковвая ...
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев....
Роль пальчиковых гимнастик в познавательном развитии детей с ЗПР
Роль пальчиковых гимнастик в познавательном развитии детей с ЗПР...
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...