Рекомендации для родителей детей с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Разумкова Юлия Александровна

«Дидактические игры, как способ развития навыков словообразования, словоизменения»

           Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования, словоизменения представляет собой сложный многообразный процесс.Очень важно, родителям (законным представителям) закреплять с детьми полученные на занятиях в д/саду навыки словообразования, словоизменения в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей детей с ОНР

«Дидактические игры, как способ развития навыков словообразования, словоизменения»

           Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования, словоизменения представляет собой сложный многообразный процесс.

Очень важно, родителям (законным представителям) закреплять с детьми полученные на занятиях в д/саду навыки словообразования, словоизменения в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда.

Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений языковой нормы детьми.

Предлагаю дидактические игры для домашнего упражнения детей с ОНР и для закрепления навыков словообразования, словоизменения

набор дидактических игр:

1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.

-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

2.Дидактическая игра: «Что сделал?»

Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)

Материал: мяч

Ест - съел

Несет - принес

Рисует - нарисовал

Читает - прочитал

Копает - выкопал

Моет - вымыл.

3. Дидактическая игра: «Составь предложение»

Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними предложений.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.

Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.

Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».

Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка выбежала из дома».

5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.

Материал: мяч

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает - разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»

Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.

Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.

Девочка наливает (налила) воду в графин.

Дети поливают (полили) горку водой.

Миша ловит (поймал) Катю.

Вова моет (вымыл) уши.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка ломает (сломала) палку.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.

7. Дидактическая игра:  «Большое и маленькое».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных  форм существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны  правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.

8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».

Цель: Образование  уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.)

После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом

(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».

Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

11. Дидактическая игра «Угадай-ка».

Цель: Правильное  использование  названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).

12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».

Цель:  соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование этих слов в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.

На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....

Рекомендации логопеда родителям "Дети - отражение родителей".

В этой статье , следуя советам логопеда, родители смогут понять и выявить ОНР у своего ребенка, развить правильную и четкую речь....

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?".

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?"....

Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»

Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и г...

Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....