Рекомендации для родителей детей с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
«Дидактические игры, как способ развития навыков словообразования, словоизменения»
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования, словоизменения представляет собой сложный многообразный процесс.Очень важно, родителям (законным представителям) закреплять с детьми полученные на занятиях в д/саду навыки словообразования, словоизменения в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей детей с ОНР
«Дидактические игры, как способ развития навыков словообразования, словоизменения»
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования, словоизменения представляет собой сложный многообразный процесс.
Очень важно, родителям (законным представителям) закреплять с детьми полученные на занятиях в д/саду навыки словообразования, словоизменения в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда.
Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений языковой нормы детьми.
Предлагаю дидактические игры для домашнего упражнения детей с ОНР и для закрепления навыков словообразования, словоизменения
набор дидактических игр:
1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»
Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
2.Дидактическая игра: «Что сделал?»
Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)
Материал: мяч
Ест - съел
Несет - принес
Рисует - нарисовал
Читает - прочитал
Копает - выкопал
Моет - вымыл.
3. Дидактическая игра: «Составь предложение»
Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними предложений.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.
Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.
Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.
Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.
Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.
Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.
Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.
4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».
Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка выбежала из дома».
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.
Материал: мяч
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает - разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.
6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»
Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.
Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?
Таня помогает (помогла) маме.
Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.
Девочка наливает (налила) воду в графин.
Дети поливают (полили) горку водой.
Миша ловит (поймал) Катю.
Вова моет (вымыл) уши.
В комнате Миша снимает (снял) пальто.
Мальчик быстро идет (пришел) домой.
Девочка ломает (сломала) палку.
Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.
7. Дидактическая игра: «Большое и маленькое».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.)
После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом
(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».
Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
11. Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: Правильное использование названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».
Цель: соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование этих слов в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»
Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических навыков у детей»
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на об...
Рекомендации для родителей детей младшей группы к стенду «Знакомим детей с родной улицей – воспитываем любовь к родному городу»
http://jgfdhjvcdgjj.ru/iffjvhcgn df ...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему "Безопасность детей в ваших руках"
Данный материал преданачен для родителей старших дошкольников в качестве рекомендаций по ознакомлению детей с безопасной жизнедеятельностью....
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"
Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....
Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста».
Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;Упражнять детей в проявлен...
Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста: «Подвижные игры на прогулке для мини - группы детей».
laquo;Подвижные игры на прогулке для мини группы детей»...