Общая артикуляционная гимнастика
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окошко Широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»
Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Дудочка С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Надули шарик Надуть щёки
Сдули шарик Сдуть щёки
Слоник Вытянув вперёд губы дудочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Дудочка С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Орешки Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки»
Месим тесто Улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…», потом покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Блинчик Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (у держивать «блинчик», считая от 1 до 1 0)
Лопаточка Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы
Иголочка Улыбнуться, приоткрыть рот, язык высунуть далеко вперед, напрягать мышцы языка и сделать его узким (удерживать «иголочку», считая от 1 до 5)
Качели Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы
Киска сердится или Мостик Улыбнуться , рот открыть, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Чистим зубки Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Чашечка Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык, кончик и боковые края языка приподнять: получится «чашечка»
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
Лошадка Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки
Грибочек Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу
Гармошка Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабан или Дятел Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – «д-д-д-д-д...»
Часики Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Индюк Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл-бл...»
Маляр Улыбнуться , приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
Пароход гудит Улыбнуться , открыть рот, прикусить кончик языка и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Поймаем мышку Улыбнуться , приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Парашют На кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота Вытянуть губы трубочкой и длительно (не надувая щеки) подуть на мячик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет.
Артикуляционная гимнастика для использывания на занятиях по звуковой культуре речи....
Общая артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить речевой аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. Данная презентация по общей артикуляционной гимнастике может быть и...
Общая артикуляционная гимнастика
Презентация, в которой приведены упражнения на укрепление артикуляторынх мышц...
Упражнения общей артикуляционной гимнастики
Показ упражнений общей артикуляционной гимнастики родителям и рекомендации по их выполнению.В предварительном просмотре фото и подписи к ним немного сдвинуты и могут накладываться друг на друга, при с...
Комплекс общей артикуляционной гимнастики
Презентация по логопедии на тему: "Артикуляционная гимнастика"...
Презентация. Упражнения общей артикуляционной гимнастики
Упражнения общей артикуляционной гимнастики...
ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. КОМПЛЕКСЫ
КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ....