Работа учителя-логопеда в дошкольном учреждении
консультация по логопедии

Зибницкая Наталья Георгиевна

Кто такой логопед? Что он делает? Когда к нему надо обращаться? Такие вопросы возникают у многих родителей, а особенно когда  обнаруживаются проблемы развития речи ребенка. Зная организационные моменты в работе учителя-логопеда родителям становится понятнее и спокойнее. Они знают, когда и к кому обратиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-logopeda.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа учителя-логопеда в дошкольном учреждении»

Кто такой логопед? Где он работает? Что он делает?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. 

В детском саду работает учитель-логопед, получивший педагогическое образование.  

На сегодняшний день в детских садах открыты группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи. Это группы, в которых часть детей не имеют речевых нарушений, а часть детей нуждаются в логопедической помощи. В таких группа создаются условия для коррекции, развития и воспитания детей с нарушениями речи. Разрабатывается режим дня, который отличается от обычного. Предусматривается проведение учителем-логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время «логопедический час» для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по заданию учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно–воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого дошкольника.

Кроме того, ребенок обеспечивается бесплатным и дополнительным питанием.

В данную группу зачисляются дети, прошедшие ТПМПК (территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) и получившие заключения о необходимости создания в ДОО специальных образовательных условий, занятия с учителем-логопедом.

Родители, получившие заключение ТПМПК предоставляют его администрации детского сада. На основании этого заключения учитель-логопед имеет право проводить коррекционную работу с ребенком.

Работа учителя-логопеда начинается с комплексного обследования ребенка.

Логопедическое обследование включает:

  • изучение медицинской документации.
  • беседа с родителями (выясняются условия воспитания, состояние родителей, беременность, роды, развитие)
  • беседа с ребенком (кругозор, речевые возможности, поведение)
  • осмотр ребенка (строение, подвижность, состояние органов артикуляции)
  • обследование речи;
  • оценку слуха;
  • оценку интеллектуального развития.

Беседа с родителями

Специалист подробно расспрашивает родителей обо всех симптомах и патологиях, которыми ребенок страдает или страдал в прошлом, о полученных травмах и т. д.

  • Как развивался и ребенок? В данном случае специалисту нужно сообщить результаты физического и умственного развития малыша, которые оцениваются (педиатром, невропатологом и др. узкими специалистами) в поликлинике регулярно в течение первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание следует уделить возможным отклонениям в развитии – недостаточной массе тела, недостаточному росту, аномалии развития черепа и так далее. Также специалист уточняет, в каком возрасте ребенок впервые произнес слог, слово, начал говорить связные слова и так далее.
  • Имеются ли у ребенка врожденные аномалии развития? Особое внимание обращается на аномалии развития челюсти и ротовой полости, зубов, десен, языка и губ. Также стоит упомянуть, есть ли у ребенка аномалии развития ушных раковин или зрительного анализатора (плохое зрение и плохой слух также могут быть причинами дефектов речи).
  • Как протекала беременность у матери ребенка?  не страдала ли мать во время вынашивания ребенка инфекционными заболеваниями, не было ли травм живота во время беременности и так далее.
  • Как протекали роды? Не было ли травм, обвития пуповины или других патологических состояний во время рождения ребенка?
  • Какие заболевания перенес ребенок? Особое значение имеют травмы головы, тяжелые инфекции, интоксикации и другие состояния, при которых высок риск повреждения центральной нервной системы. Также стоит сообщить, есть ли у ребенка проблемы со зрением или слухом.
  • Замечали ли родители какие-либо явные речевые нарушения? Например, дети могут не разговаривать даже в 1 год, невнятно произносить те или иные звуки и так далее.
  • В какое время возникли речевые дефекты? В данном случае специалиста интересует, были ли у ребенка нарушения речи с рождения или же вначале речь развивалась нормально, а дефекты возникли позже.
  • Речевая среда. Имеются у родственников проблемы, особенности речи.

Беседа с ребенком

На что обращает внимание учитель-логопед, проводя беседу с ребенком.

Понимает ребенок обращенную речь или нет.

Вступает в контакт или нет, а если вступает, то как -  инициативен или пассивен в общении.

Индивидуальные особенности ребенка (эмоциональный фон, поведение).

Степень разборчивости речи.

Осмотр

Во время осмотра специалист оценивает состояние органов артикуляции, поражение которых может привести к речевым дефектам.

При осмотре ребенка учитель-логопед обращает внимание на:

  • строение лицевого скелета;
  • развитие челюсти;
  • наличие и расположение зубных рядов (и отдельных зубов);
  • размеры языка;
  • состояние ушных раковин;
  • зрительный анализатор (нарушения зрения также могут влиять на развитие речи).

Если специалист заподозрил у ребенка наличие каких-либо отклонений в указанных органах, он может направить его на дополнительное обследование к соответствующему специалисту (стоматологу, окулисту, оториноларингологу, ортодонту).

Оценка речи

При обследовании ребенка специалист оценивает общие характеристики устной речи. В то же время, стоит отметить что, оценивая речевые функции, специалист учитывает возраст ребенка, имеющиеся сопутствующие патологии и другие факторы, от которых зависит способность понимать, говорить, произносить отдельные слоги, слова или предложения.

Исследование речи учителем-логопедом может включать:

  • Оценку звукопроизношения. Специалист определяет, какие звуки (гласные, согласные, звонкие, глухие и так далее) ребенок воспроизводит и повторяет правильно, а какие нет. Чем старше ребенок, тем более сложные задачи перед ним ставятся - подбираются более длинные слова, содержащие сложные сочетания звуков.
  • Оценку речевой моторики. Логопед просит ребенка выполнить определенные движения губами (вытянуть «в трубочку», улыбнуться), языком (высунуть язык, сделать его широким или узким, коснуться языком верхней или нижней губы), нижней челюстью (широко открыть рот, подвигать челюстью вправо-влево). (Подвижность органов артикуляции.)  
  • Оценку автоматической речи. В зависимости от возраста ребенка просят сосчитать от одного до десяти, а затем в обратном порядке (или выполнить другие подобные упражнения – перечислить дни недели, месяца года и так далее) или логопед может попросить малыша рассказать какой-нибудь стих или спеть песенку.
  • Оценку разговорной речи. Специалист пытается поговорить с ребенком, задавая простые вопросы (что ему нравится, какое сейчас время года, что он кушал утром).
  • Оценку словарного запаса. Специалист уточняет, знает ли ребенок значение обобщающих слов, синонимы некоторых слов, умеет ли характеризовать определенные предметы (например, лист зеленый, море синее, снег белый) подбирать слова-признаки, слова-действия и так далее. (Мяч - он какой? Круглый, большой, синий, резиновый.)
  • Оценку грамматики. Специалист проверяет, умеет ли ребенок склонять и спрягать слова, преобразовывать существительные из единственного числа в множественное число и так далее.
  • Оценка слуха

При обследовании ребенка логопед оценивает и его слух. Обусловлено это тем, что при нарушении восприятия звуков ребенок не сможет правильно формировать свою речь.

Если в процессе обследования у логопеда возникнут сомнения по поводу слуха ребенка, он может направить его на консультацию к оториноларингологу (врачу, занимающемуся диагностикой и лечением заболеваний уха), а также назначить дополнительные инструментальные исследования, позволяющие оценить слуховые функции.

В процессе работы логопеды тесно сотрудничают с врачами различных специальностей (в частности с невропатологом, офтальмологом, оториноларингологом, психологом, стоматологом, ортодонтом). Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем – органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д

Направления коррекционной работы:

  1. развитие понимания обращенной речи;

Проговаривание ситуативных моментов, показ и называние предметов, совершаемых действий, ощущений, явлений. Учить различать и соотносить количество, цвет, величину, пространственное расположение, грамматические формы. (Например. Собираясь на улицу проговариваем каждое действие, каждый используемый предмет одежды, последовательность действий.        Уточнение, показ и проговаривание количества предметов.)  

  1. формирование активной подражательной речевой деятельности;

Формирование активной подражательной речевой деятельности начинается с развития подражания вообще. Учим подражать действиям с предметом (игра в мяч), подражать движениям рук, ног, головы («Полетели как птички», «Прыгаем как зайки»), звукоподражательные слова (крики животных), слова, словесные комбинации и т.д.

  1. накопление и активизация словаря;

Через лексические темы (которые у нас обсуждаются в течении 1-2 недель) уточняется и активизируется словарь. (Например. Тема одежда. Рассматривается одежда, называется, уточняются и закрепляются названия деталей одежды, назначение одежды, признаки, действия т.д.)

Через предметы, картинки, действия, игры, чтение детской литературы.

  1. формирование простой фразы;

Детей учат отвечать на вопросы, подбирают название предмета к действию и наоборот, договаривать слова и словосочетания в стихотворениях, работа по картинкам и т. д. (Например. Вопрос. Какое сейчас время года? Ответ. Сейчас поздняя осень.)

  1. коррекция звукопроизношения;

развитие подвижности органов артикуляции - артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. (Для постановки звук С – отрабатывается подвижность органов артикуляции, поза языка, губ.)

Развитие речевого дыхания (направленная воздушная струя)

Через игровые упражнения с предметами, направленными на увеличение речевого выдоха. (Вертушки, мыльные пузыри, подвесные предметы и т.д.) 

  1. развитие фонематических процессов;

Развивать способность воспринимать речь, фонемы (звуки), различать звуки(гласные согласные, твердые мягкие, звонкие глухие), определять позицию звука, соединять звуки.

1.7. совершенствование грамматического строя речи;

1.8. коррекция темпо-ритмической стороны речи;

1.9. подготовка к овладению навыками чтения и письма

Приемы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда

Логопедический массаж

Показаниями к массажу могут быть дизартрия, ринолалия, заикание. Массаж может быть, как стимулирующим, так и расслабляющим (подбор оптимальной техники проводит логопед после полноценного обследования больного). Правильное выполнение массажа позволяет нормализовать тонус артикуляционных мышц (принимающих участие в формировании речи), улучшить голосовую функцию, устранить повышенное слюноотделение (которое наблюдается при некоторых речевых дефектах), а также стимулировать формирование и развитие речевых функций.

Дыхательная гимнастика - упражнения на развитие речевого дыхания.

Правильное (нормальное) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речи. Развитие нормального дыхания позволяет улучшить голосовую функцию, способствует формированию плавной, спокойной речи, а также позволяет научить ребенка правильно произносить определенные звуки.

Артикуляционная гимнастика

Данная методика включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее). Это способствует формированию речи. Дети начинают лучше произносить звуки и слова, улучшается качество произношения.

Пальчиковая гимнастика

Выполнение специальных упражнений позволяет развить точные движения в пальцах.

Речевые упражнения

Суть речевых упражнений заключается в том, что ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы, подбирать слова на заданный звук, по заданному смыслу, правильно изменять и образовывать слова. В результате подобных упражнений у ребенка формируются и закрепляются навыки правильного произношения, увеличивается и активизируется словарь, формируется и закрепляются грамматические категории речи.

Игровые упражнения

При данном виде упражнений ребенок обучается речи в игровой форме. При этом логопед может использовать самые разнообразные методики (игры с кубиками, подвижные игры, групповые игры, настольные игры (лото, собери картинку, «ходилки» и так далее). Во время игры специалист помогает ребенку научиться правильно произносить те или иные звуки, слоги и слова. Так как игра воспринимается ребенком легче, чем другие виды упражнений, это позволяет избежать психологического стресса и ускорить обучение.

Длительность коррекционного процесса (занятий с логопедом)

Коррекционная работа может проводиться как в группах, так и индивидуально. Длительность зависит от патологии, от речевого уровня развития ребенка, от того насколько правильно и регулярно выполняются рекомендации и эффективности лечения. Занятия проводятся 1 - 3 раза в неделю.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....

"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"

В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу.  Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё....

Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе  прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте ДОУ.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателеу дошкольного учреждения....

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте....

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...