Для Вас родители. Консультация. "Играем и речь развиваем"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для Вас родители. Консультация. "Играем и речь развиваем."
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка, и её влияние на его развитие, на формирование личности ребёнка, его умственного и речевого развития велико.Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_i_rech_razvivaem.docx | 136.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Играем и речь развиваем»
Рекомендации по формированию у детей знаний о слогах и словах, о предложениях и текстах
- Расскажите ребенку, что в слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Чтобы определить, сколько слогов в слове, можно воспользоваться «правилом подбородка». Поставьте ладонь чуть ниже подбородка и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько слогов в слове.
- Чтобы научить ребёнка определять, на какой слог падает ударение, расскажите ему о приёме «Позови!». Когда мы зовём кого-либо или что-либо (а в сказочном мире любой неживой предмет может быть живым), то выделяем ударный слог: «Ма-а-а-ама!», «Ча-а-а-айник!»
Ребёнку будет интересно расставлять ударение в детских стихах и сказках (это можно сделать простым карандашом, чтобы не портить книгу). Только давайте ребёнку для работы небольшую часть текста: две строчки стиха или строчку из сказки.
- Ребёнка можно научить составлять схемы слов, где прямоугольники обозначают слоги, а ударение указывает на ударный слог.
Вы можете нарисовать несколько схем слов и попросить ребёнка найти подходящую к выбранному слову. Также можно составлять схемы слов, где количество квадратиков соответствует количеству звуков, а цвет определяет особенности звуков слова: красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.
- Когда ваш ребенок уже способен прочесть небольшие рассказы и тексты, не гонитесь за скорочтением. Учите его читать пусть медленно, но вдумчиво, понимая, что он читает. Обязательно спрашивайте ребенка, что он прочитал, о чем был рассказ.
Тексты, которые читает ребенок, должны быть короткими и набраны крупным шрифтом. Нежелательно, чтобы в тексте встречались сложные слова, переносы, запятые или тем более двоеточия и тире.
Дети быстро усваивают, что предложения отделяются друг от друга точкой, вопросительным и восклицательным знаками, а первая буква в предложении – заглавная.
Поэтому, как правило, посчитать предложения в тексте для них не составляет труда. А вот посчитать, сколько слов, иногда бывает сложно, особенно на слух, когда предлоги «сливаются» с более длинными словами: «Кошка залезла на дерево». Обращайте внимание ребенка на эти «маленькие слова» и учитывайте их при подсчёте.
Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха и произношения
- В норме уже к 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки речи. Если ваш ребенок в 6 лет не выговаривает хотя бы один звук, ему необходима профессиональная логопедическая помощь.
Из-за того, что в настоящее время остро увеличилось число детей с логопедическими нарушениями, статистические нормы «сдвигаются».
Так, вам могут сказать, что многие дети в этом возрасте имеют похожие проблемы и нужно подождать, пока малыш их перерастет. Но это «нормально» только с позиций сухой статистики. А с точки зрения здоровья вашего ребенка такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.
- Во время занятий интересуйтесь у логопеда, как вам заниматься дома, на что обращать внимание, чтобы поправить ситуацию. Заметный прогресс появится лишь при ежедневной работе, которая возможна только дома, в общении с вами.
- Произношение звуков ребенком во многом зависит от того, насколько правильно произносят слова его близкие взрослые. Не заменяйте слова на «детские» аналоги («бибика» вместо «машина»). Если вы склонны говорить очень быстро, замедляйте темп речи при разговоре с малышом. Произносите сложные слова («мотоциклист», «фотографировать» и др.) медленнее, выделяя в них каждый звук.
- Даже если ваш ребенок не имеет логопедических проблем, вы можете развить его речь, способствуя улучшению артикуляции и фонематического слуха.
- Учите ребенка определять первый и последний звуки в слове, наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «к»: колесо, мячик, стол» и т.п.), называть слова, начинающиеся с определённого звука.
- Следите за тем, чтобы речь ребенка была внятной. Часто дети недоговаривают окончания, «проглатывают» предлоги.
Даже если вы поняли, что хотел сказать ребенок, притворитесь, что не поняли, настаивайте на том, чтобы произнёс фразу внятно и красиво.
- Проговаривайте с ребенком скороговорки: сначала медленно, постепенно увеличивая темп. Пойте песенки, разучивайте потешки, считалки, стихи. Учите его подбирать рифмы, сочинять несложные рифмовки. Всё это разовьёт чувство ритма и впоследствии проявится в плавности и красоте речи.
Рекомендации по формированию грамматического строя речи
- Грамотная речь детей формируется в первую очередь благодаря грамотным ответам на вопросы взрослых. Учите ребенка давать полные ответы. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» можно ответить кратко: «Миша», а можно полно «Меня зовут Миша».
- Доброжелательно исправляйте ошибки ребенка. Дети только начинают учиться грамотно строить свои высказывания.
Взрослым приходится помногу раз исправлять их, пока ребенок не усвоит какую-то грамматическую форму (например, что нужно говорить «уши», а не «ухи»).
Делайте ребенку замечания спокойно, чтобы у него не оставалось ощущения, что его осуждают за ошибку.
- Зачастую дошкольникам сложно дается словоизменение (когда необходимо изменить слово по родам, числам, падежам) и словообразование (когда нужно от одного слова образовать другое).
Поправляйте ребенка, когда он говорит, например, «медведиха» вместо «медведица», «коровёнок» вместо «телёнок» и т.п.
- Учите ребенка образовывать множественное число. Обращайте внимание на то, что некоторые слова не меняются во множественном числе (пальто, какао, пианино, кофе, метро). Дети не всегда правильно называют во множественном числе детенышей зверей: «козлёнки» вместо «козлята» и т.п. Иногда у детей вызывает трудности согласование со словом «пара»: «пара варежков» вместо «пара варежек и т.д.
- Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал слова в предложении. Например: «Два кота бежат по дворе» вместо «Два кота бегут по двору» и т.п.
Особое внимание обратите на такую распространённую ошибку: «Ваня и Костя идёт в цирк» вместо «Ваня и Костя идут в цирк» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...
Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"
Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...
Консультация для родителей «Играем пальчики и речь развиваем»
«Играем пальчики и речь развиваем»О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали та...
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Рекомендации родителям "С пальчиками играем - речь развиваем".
Становление речи дошкольников тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений паль...
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Консультация...
Консультация для родителей: «С пальчиками играем – речь развиваем».
Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика...