Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
консультация (старшая группа)
Чтобы ваш малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Данный материал поможет родителям провести артикуляционную гимнастику с ребенком в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и различении движений, участвующих в речевом процессе органов. Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении.
Артикуляционная гимнастика Статические упражнения Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата. Динамические упражнения Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.
Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей? Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков. У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.
Основные цели гимнастики артикуляционных органов: 1. выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков); 2. тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; 3. формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Комплекс упражнений для языка « Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка. «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели. « Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно. «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу . «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.
Комплекс упражнений для губ «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы. «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы. «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.
Для развития мышц щек «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку. «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками. «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.
Основные рекомендации и советы родителям При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий: 1 . Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи. 2. Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее. 3. Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие. 4. Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
5. При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд. 6. Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом. 7. Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша. 8. Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ватной палочки или другого чистого предмета. 9. Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки. 10. Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.
Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет
Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...
"Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....
Консультация для родителей и воспитателей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность осво...
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."
Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....