Особенности занятий логопеда с детьми раннего возраста
статья по логопедии (младшая группа)

Ларина Марина Викторовна

Часто перед родителями и педагогами встаёт вопрос: нужно ли немедленно  начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать, когда у малыша 2,5-3 лет отсутствует активная речь? Обычно родители сравнивают речь своего ребёнка с уровнем развития речи его сверстников и, безусловно, их начинает беспокоить. что ребёнок молчит и отстаёт в речевом развитии. Однако существует представления о том, что мальчики начинают говорить позже или бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит и станет "болтуном."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности занятий с детьми раннего возраста

        Часто перед родителями и педагогами встаёт вопрос: нужно ли немедленно  начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать, когда у малыша 2,5-3 лет отсутствует активная речь? Обычно родители сравнивают речь своего ребёнка с уровнем развития речи его сверстников и, безусловно, их начинает беспокоить. что ребёнок молчит и отстаёт в речевом развитии. Однако существует представления о том, что мальчики начинают говорить позже или бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит и станет "болтуном."

        Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно нежеланием заниматься с маленькими детьми  и не каждый специалист обладает необходимыми знаниями и опытом. Ведь гораздо легче заниматься с детьми 5 -7 лет, поведение которых уже в достаточной степени произвольно и желание красиво говорить сформировано.

        В  случае отсутствия активной речи у малыша необходимо родителям обратиться за консультацией к грамотным специалистам - логопеду, психологу, психоневрологу, оториноларингологу и  провести ряд медицинских исследований. В результате такого обследования становится возможным  возможность  организовать  правильную и грамотную логопедическую помощь ребёнку.

        Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объёмом и содержанием материала, но и приёмами проведения. Логопед должен хорошо знать психологическую  характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания, памяти речи, мышления, деятельности, для того чтобы наилучшим образом построить коррекционную работу. На консультации у логопеда родители зачастую хотят знать прогноз развития речи ребёнка и задают вопрос: "А как долго продлится работа, как скоро ребёнок заговорит?" Предположения о дальнейшем развитии речи можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия. Так , при проведении систематических логопедических занятий,  часть детей могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи своих сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. А  другие  дети  при тех же условиях коррекционной работы, оказываются не способны полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в школьном возрасте у них возникают  проблемы с  усвоением письменной речью.

        В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям ещё не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушения речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Поэтому работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объёмом и содержанием материала. но и специфическими приёмами занятий.

        В работе с детьми раннего возраста надо учитывать, что ребёнок познаёт мир путём подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов. Но только с помощью взрослого ребёнок узнаёт функциональное назначение предметов. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребёнок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

        Дети раннего возраста очень подвижны и любознательны. Познакомить детей с окружающим миром можно только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А если с малышом не использовать в обучении игру, то ему будет неинтересно и он откажется со взрослым взаимодействовать. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

        Необходимо помнить , чтобы навык закрепился у малыша необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества потребуется. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют  более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Для детей старшего дошкольного возраста, правильно, постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребёнка.

        Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать соответствующий детскому опыту и  использовать знакомые малышу ситуации. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Одни и те же сюжеты закрепляются, расширяются на разных занятиях. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребёнку новые представления. Содержание материала для занятий с маленькими детьми требует серьёзного и вдумчивого отбора.

        Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен соответствовать возрасту. Следует помнить, что если перед ребёнком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш не справится с заданием, т. к. оно сложное для него и потеряет  быстро интерес. А практика показывает, что педагоги склонны завышать уровень сложности материала. Материал должен быть доступен для ребёнка, усложнение одного и того же задания должно происходить постепенно, от занятия к занятию.

        Необходимо планировать задания таким образом, чтобы избежать переутомления ребёнка и потери интереса к занятию. Следует при этом не забывать, что внимание детей раннего возраста непроизвольно и кратковременно. Продолжительность игры не должна превышать15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии. Если малыш устал, то можно быстро прекратить игру. И наоборот, расширить и продлить игру, если у малыша есть настроение  и силы продолжать. На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, поведения и навыков детей.

        Учителю-логопеду необходимо продумывать чёткую структуру занятия, чтобы информация лучше усваивалась малышами. Каждое занятие. каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец.  При этом начало и конец непродолжительные по времени. Основное содержание предлагаемого материала включает продолжение игры.

        Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятий. Смена видов деятельности помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых. Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр.. сменяющих одна другую.

        Описанные занятия следует подбирать и использовать с учётом возраста детей, их возможностей и интересов, реагирую чутко на отношение детей, улавливая их ответные реакции. Необходимо сочетать чёткое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный раннее, элемент.

        Знания и умения полученный в процессе занятия необходимо, чтобы ребёнок активно использовал как и на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого необходимо знать о новых достижениях ребёнка. Они должны побуждать, поощрять, требовать, чтобы ребёнок действовал по

но - новому, а не привычным способом.

        В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому надо стараться отмечать любые. даже самые скромные, достижения и успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста

•«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пуст...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Работа логопеда с детьми раннего возраста на этапе диагностики

Работа логопеда с детьми раннего возраста и их родителями в первый этап направлена на сбор анамнестических данных, установление контакта. Данная статья представляет собюой опыт работы именно в этот эт...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в  условиях ПНДДС...

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

Аспекты работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к ...

Особенности занятий сенсорикой с детьми раннего возраста

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ СЕНСОРИКОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПрежде чем приступить к описанию упражнений и игр, хочется сказать несколько слов о специфике работы с детьми раннего возраста. Занимаясь с мале...