Консультация для воспитателей. Театрализованная деятельность.
консультация по логопедии
Развитие связной речи через театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.vosp_.teatr_.deyatelnost.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Развитие связной речи через театрализованную деятельность.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» А.С.Макаренко.
Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. У детей вызывает построение монологической речи, так как требует достаточной мотивации, определенного уровня развития планируемой деятельности, высокого уровня речевого развития. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении.
Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Драматизация, наиболее распространенный вид детского творчества. Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в ткоторые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:
- выбор темы;
- передача знакомого содержания;
- исполнение от лица персонажей.
Театрализованная включает также игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а так же игры, развивающие воображение, память, внимание, наблюдательность.
При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).
Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).
Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.).
Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»).
Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления: - игровую сказкотерапию;
- специальные занятия по обучению пересказыванию сказок. Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность – основа нравственно-эстетического и речевого общения детей".
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогае...
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в нравственном воспитании дошкольников».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Воспитатель: Гарипова А.И. Консультация...
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в ДОУ"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело поставленные воспросы ...
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность младших дошкольников»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"
Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....
Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность
Методическая работа Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность...
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"
Из опыта работы......