Артикуляционная гимнастика
статья по логопедии
Что такое артикуляционная гимнастика и что о ней нужно знать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
«Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личность в целом находятся в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С., 2003)
Артикуляционный аппарат человека представлен языком, нижней челюстью, мягким небом и голосовыми связками, и люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцировке движений органов, участвующих в речевом процессе.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Вот некоторые упражнения для подготовки к выполнению гимнастики:
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):
- Опускание головы вниз;
- Запрокидывание головы назад;
- Поворот головы вправо-влево;
- Наклоны головы вправо-влево;
- Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
- Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:
- Позевывание;
- Глотание капелек воды, слюны;
- Полоскание горла;
- Резкое отрывистое произнесение звуков:а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
- Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти:
- Открывание и раскрывание рта. ( как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого);
- Жевательные движения;
- Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек:
- Надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
- Перегонка воды из одной щеки в другую;
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка:
- «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы;
- «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;
- «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты;
- «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот;
- «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе;
- «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху;
- «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна;
- «Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы;
- «Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ;
- «Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу;
- «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла;
- «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед;
- «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу;
- «Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок;
- «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот;
- «Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку;
- «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую;
- «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя;
- «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна;
- «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык;
- «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар. Она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...