Цвета осени в словарном запасе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Современные дети дошкольного возраста рассказывают стихотворения классиков, не понимая смысла большинства слов. Например,  традиционное стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…»  Даже ребенку без нарушения речи непонятны почти все слова, которые употреблялись современниками А.С.Пушкина. А для детей с тяжелыми нарушениями речи эти слова вообще недоступны для понимания, т.к. простые пояснения, без опоры на яркий образ они не запоминают. 

В данной статье рассказывается - как научить ребенка с тяжелыми нарушениями речи понимать смысл классического стихотворения А.С.Пушкина  «Унылая пора, очей очарованье…», которое он будет рассказывать на  осенних праздниках? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsveta_oseni_v_slovarnom_zapase_doshkolnikov_s_tnr.docx463.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Л.Н., учитель-логопед ГБДОУ №23                                                Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Цвета осени в словарном запасе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Как научить ребенка с тяжелыми нарушениями речи понимать смысл классического стихотворения, которое он будет рассказывать на  осенних праздниках?  

Традиционное стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…»  дети рассказывают, не понимая большинство слов. Даже ребенку без нарушения речи непонятны почти все слова, которые употреблялись современниками А.С.Пушкина. А для детей с тяжелыми нарушениями речи эти слова вообще недоступны для понимания, т.к. простые пояснения, без опоры на яркий образ они не запоминают.  

Поэтому необходима предварительная работа над  словарем, буквально каждое слово стихотворения требует пояснения и  нахождения современных  синонимов: унылая –грустная, пора-время года, очей  очарованье -  для глаз красота (очи-глаза) … Далее в стихотворении перечисляются цветовые оттенки, которые в современной речи очень мало употребляются: багрец, багряный цвет, золото.   В предварительную работу включаются воспитатели группы. На занятиях по  ИЗО необходима работа по  цветовым оттенкам, которые могут быть в осенних листьях: золотой, багряный, пурпурный цвет. C:\Фотоколлекция\Цвет\Цвет листьев\Багрец-  багряный. пурпурный,  золото.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\144091703_02.jpg   Золотой лист клёна

C:\Users\Сергей\Desktop\78e1b4ab900f604.jpg  Багряные листья клёна

 C:\Users\Сергей\Desktop\38.jpg  Пурпурные листья  клёна

 Дети  смотрят на коллекцию собранных листьев и смешивают краски, добиваясь похожего оттенка. Золотой цвет – это желтый +немного красного. Если добавить больше красного - будет оранжевый цвет. Багрец. Багряный цвет – красного больше + немного синего + немного коричневого – получается  багряный цвет. Если коричневого будет больше- получится пурпурный цвет.  

        Работа над словами, обозначающими цвет осенних листьев, не только расширяет словарный запас детей, но и развивает эстетический вкус детей. Они начинают  больше видеть осеннюю красоту природы. Приносят свои коллекции собранных листьев, интересуются названием цвета.  И мы дополнительно работаем над новыми цветами.

  C:\Фотоколлекция\Цвет\Цвет листьев\Лиловый лист.JPG  Лиловый лист клёна.

Лиловый цвет можно получить из фиолетового цвета. Смешать красный и синий цвет, получается фиолетовый.  К фиолетовому оттенку добавляем  немного белого - будет  лиловый  цвет.  А если больше белого - будет сиреневый цвет.

С помощью таких ярких образов  можно помочь детям с тяжелыми нарушениями речи понимать смысл стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.  В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоционал...

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личнос...