Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков с методическими указаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_sonornyh_zvukov.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Для сонорных звуков (л, ль)
«Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
- Нижнюю губу не надо подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
«Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится «бл – бл» (как индюк болбочет).
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не в стороны.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
«Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а», «ы», «о», «у».
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Лошадка»
Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Для сонорных звуков (р, рь)
«Чьи зубы чище»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.
Методические указания.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
«Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д»: «д - д – д». Сначала звук «д» произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
Методические указания.
- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя
«Барабан - 2»
Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо «да – ды». При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесению «ды» - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение «да – ды» должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
«Автомат»
Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «т - т – т» - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук «т» носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха.Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
В презентации предлагаются артикуляционные упражнения , помогающие в постановке сонорных звуков....
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков...
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Буклет для воспитателей и родителей...
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков...
Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков"
В буклете представлен комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для сонорных звуков с описание по выполнению....
Комплексы артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Л, Ль, Р, Рь).
В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке сонорных звуков....
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков...