Проект "Влияние плавания на развитие речи, профилактику плоскостопия и коррекцию осанки детей дошкольного возраста"
проект по логопедии (старшая группа)
Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речевыми дефектами определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой и синхронным плаванием. С помощью аквааэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше. Синхронное плавание помогает ребёнку в восприятии гаммы разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет развитие ребёнка, и возможно, меньше будет проблем с развитием речи. Наш проект - это совместная работа инструктора по плаванию и учителя-логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Крепыш».
Практико – ориентированный проект
«Влияние плавания на развитие речи, профилактику плоскостопия и коррекцию осанки детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Инструктор по плаванию
Виноградова Е.Б.
Учитель-логопед
Данченко Ю.П.
г. Гагарин
2018 г.
Информационная карта проекта.
Наименование образовательного учреждения | МБДОУ «Детский сад «Крепыш» г. Гагарин Смоленской обл. |
Название проекта | «Влияние плавания на развитие речи, профилактику плоскостопия и коррекцию осанки» |
Вид деятельности | Практико – ориентированный. |
По количеству участников | Групповой. |
Характер контактов | Администрация, медицинский работник, учитель-логопед, воспитатели групп, родители, девочки 7,9 групп |
По продолжительности | Краткосрочный (1.09. 2018-26.05.2019) |
Заявитель | Дети старших групп |
Автор проекта | Виноградова Екатерина Борисовна, Данченко Юлия Павловна |
2018 год. |
Структура проекта.
- Пояснительная записка. Плавание – важнейшее средство оздоровления. С каждым годом отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, при этом всё более актуальным становится поиск новых способов укрепления физического и психического здоровья детей, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте имеет большое значение не только раннее обучение детей плаванию, но и поиск новых форм, методов и нестандартных решений на занятиях в бассейне.
- Проблема. В настоящее время значительно увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, пониженной двигательной активностью, нарушением опорно-двигательного аппарата и детей с нарушением развития речи. Слабые мышцы спины, грудной клетки, живота, ног, стопы влекут за собой нарушение осанки, плоскостопие. Не достаточное развитие мышц дыхательной системы ведут к трудностям развития речи.
- Актуальность. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речевыми дефектами определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одними из таких средств являются занятия аквааэробикой и синхронным плаванием. С помощью аквааэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше. Синхронное плавание помогает ребенку в восприятии гаммы разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти; формированием красивой осанки.
- Цель проекта. Оздоровление детского организма, совершенствование основных систем жизнеобеспечения: сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы, укрепление мышечного корсета, повышение двигательной активности через здоровьесберегающие технологии.
- Задачи проекта.
- Оздоровительная: способствовать охране и укреплению здоровья ребенка, его гармоничному психофизическому развитию, укреплению сухожилий связачно-суставного аппарата, формированию правильной осанки, развитию свода стопы и дыхательной мускулатуры, повышать сопротивляемость растущего организма к инфекциям, приобщать к здоровому образу жизни.
- Образовательные: совершенствовать плавательные навыки, развивать гибкость, координацию движений. Научить детей заботиться о своём здоровье, приобщать к ЗОЖ.
- Воспитательные: развивать коммуникативные качества у детей, способствовать воспитанию двигательной культуры, нравственно-волевых качеств.
- Коррекционно-развивающие: формировать речевое и физиологическое дыхание, развивать слуховое, зрительное и пространственное восприятие, способствовать коррекции звукового компонента речи, формировать темп, ритм и интонационную выразительность речи, развивать артикуляционный аппарат.
- Повышение собственной профессиональной компетенции.
6. Гипотеза. Если проводить занятия в бассейне чаще одного раза в неделю, ожидается повышение двигательной активности ребенка, укрепление мышечного «корсета», уменьшение количества проблем с развитием речи, улучшение памяти и внимания.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- подбор специальных плавательных упражнений;
- подбор дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики;
- составление совместного плана работы;
- составление плана работы с родителями.
Основной этап.
- диагностирование детей по состоянию свода стопы и физиологических изгибов позвоночника;
- диагностирование детей по состоянию речевого развития;
- ознакомление детей с водной средой;
- беседы с детьми;
- проведение ООД;
- прослушивание и обсуждение музыкальных композиций для занятий синхронным плаванием;
- коррекционно-развивающая деятельность с логопедом;
- разучивание композиций для аквааэробики;
- знакомство с видами плавания;
- проведение мероприятий;
- разучивание дыхательных и артикуляционных упражнений;
- работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентации);
- беседы, консультации с воспитателями;
- создание презентаций.
Аналитический этап
- анализ результатов диагностики
- составление диагностических карт
Заключительный этап.
- практический выход;
- анализ результатов проекта;
результат | Практический выход |
Методические рекомендации по итогам проекта. | |
Улучшение состояния свода стопы и физиологических изгибов позвоночника (по результатам диагностики); Улучшение речи (по результатам диагностики); | Оформление альбома. |
Обобщение и распространение полученного опыта | Приложения, презентации, буклеты, картотеки. |
Взаимодействие между специалистами осуществляется в нескольких направлениях:
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по плаванию |
Сбор анамнести- ческих данных | Составление плана индивидуально-коррекционных мероприятий | Наблюдения занятий физкультурой с целью контроля выполнений рекомендаций логопеда | Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана |
Диагностика | Ознакомление с тематическим планом работы группы | Отчёт по итогам проделанной совместной работы | Консультации |
Коррекционно-развивающая деятельность |
Развитие слухового, зрительного и пространственного восприятия | Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой | Закрепление звуков речи | Развитие речевого и физиологического дыхания | Развитие темпа, ритма, интонационной выразительности речи | Развитие мимической мускулатуры |
План проектной деятельности по педагогическому проекту «Влияние плавания на развитие речи, профилактику плоскостопия и коррекцию осанки детей дошкольного возраста»
Подготовительный этап. | |||
Срок, продолжительность. | Содержание деятельности. Основные мероприятия. | Основные методы. | Планируемые результаты. |
Сентябрь-октябрь. Сентябрь- октябрь. |
Осмысление целей, актуальности и значимости проекта. Составление совместного плана сотрудничества с учителем-логопедом. Подбор практических материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности: игры и игровые упражнения на воде, подборки упражнений на дополнительное развитие общей выносливости и двигательной координации, подбор специальных дыхательных и артикуляционных упражнений в воде, материалы для сценария открытого занятия. Разработка и составление плана по дополнительному образованию аквааэробики и синхронному плаванию для данной возрастной группы детей. | Проблемный. Метод сотрудничества Метод проектирования. |
Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на активное участие в дополнительных видах деятельности, направленных на развитие их индивидуальных способностей к плаванию. Организация сотрудничества с коллегами. |
Сотрудничество с родителями. Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. Консультация для родителей «Учиться плавать хорошо – зачем?» Оформление информационных проспектов «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?», «Развиваем фонематический слух». | Метод сотрудничества. |
Возникновение у родителей, мотивации к активной дополнительной работе в детском саду по развитию имеющихся у детей способностей. Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие детского организма. | |
Работа с детьми инструктора по плаванию: Предварительная работа: Осмотр медицинским работником девочек старших групп на предмет допуска к занятиям плаванием наличие или отсутствие искривления позвоночника и изменения свода стопы (определение степени). Определение экспериментальной и контрольных групп. 1 шаг. Знакомство детей с видами плавания (просмотр иллюстраций). Знакомство с синхронным плаванием. «Можем ли мы тоже научиться так красиво плавать и выступить перед другими детьми детского сада? Что для этого нужно?» 2 шаг. Обсуждение с детьми проблемы. Дети предлагают для начала научиться хорошо плавать танцевать на суше, а потом в воде, смотреть по ТВ состязания по синхронному плаванию и гимнастике, танцам. Предлагают дополнительно заниматься в бассейне, узнать и выучить много игр на воде, которые помогут научиться плавать лучше. 3 шаг. Беседа с детьми «Почему полезно плавать». Начало игровых тренировочных занятий в бассейне. Работа с детьми учителя-логопеда: Диагностика: обследование развития речевых компонентов, составление диагностической карты. Планирование коррекционно-развивающей работы. | Проблемный. Метод сотрудничества Игровой. | Первоначальная заинтересованность детей к занятиям плаванием. Появление первых навыков, действий, направленных на достижение запланированного успеха. Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей). |
Этап реализации проекта. | |||
Срок. Продолжительность. | Содержание деятельности. Основные мероприятия. | Основные методы. | Планируемые результаты. |
Ноябрь 2018-апрель 2019 Ноябрь 2018- апрель 2019 |
Создание методической копилки с игровыми приёмами совершенствования двигательных умений дошкольников, связанных с обучением плаванию, с подборками упражнений для тренировки дыхания, развития ловкости, координации движений, схемы рисунков фигурного плавания, картотеки пальчиковой и дыхательной гимнастики, самомассажа. Составление сценария совместного открытого с логопедом занятия. Составление сценария и проведение праздника на воде. | Метод планирования. Метод сотрудничества (здесь о создании картотеки совместной) |
Пополнение практическими и теоретическими материалами, помогающими оптимизировать тренировочные занятия с детьми. Обмен опытом с коллегами. |
Сотрудничество с родителями. Присутствие родителей на индивидуальных тренировочных занятиях с целью ознакомления с практическими приёмами укрепления у детей мышц спины, дыхательной мускулатуры, укрепления свода стопы. Присутствие родителей на совместном с логопедом открытом занятии. Информация на сайте ДОУ «Зачем малышу бассейн?»
Работа с детьми. Беседы с детьми на темы: «Я и вода- лучшие друзья!», «Виды плавания», «Красота – моя спина», «Наши успехи в плавании», «Дышите глубже!», «За что я могу себя похвалить, за что могу похвалить своих товарищей.», «Узоры на воде» Еженедельные занятия в бассейне, проведение ООД. Коррекционно-развивающая деятельность логопеда с детьми «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить», «Сказки о Весёлом язычке». Подготовка и участие в совместном с логопедом открытом занятии. Подготовка и участие в празднике на воде.
| Метод сотрудничества Метод взаимопомощи. Игровой метод. Проблемный метод. Метод сотрудничества Метод практической деятельности. | Включение родителей в реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний. Повышение интереса к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели. Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Закрепление внутренней мотивации на укрепление своего здоровья, приобщение к ЗОЖ, закаливанию. Повышение уровня двигательных умений в целом и плавательных в частности.
|
Заключительный этап. | |||
Срок. Продолжительность. | Содержание деятельности. Основные мероприятия. | Основные методы. | Планируемые результаты. |
Май Май |
Проведение диагностики состояния свода стопы и физиологических изгибов позвоночника, изменения речи детей. Проведение итоговой диагностики состояния речи. Обсуждение и анализ хода и результатов проекта (выявление плюсов и минусов, выработка путей коррекции проведенной работы). Круглый стол: анализ содержания и результатов проекта. | Метод обсуждения. Диалога. | Формирование у педагогов нового уровня компетентности в организации индивидуальной работы с детьми. Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада. |
Сотрудничество с родителями. Деловая игра. Создание презентации «Бассейн для здоровья и силы» Организация фотовыставки и оформление стенда для родителей «Волшебница вода» | Метод наглядности. Обсуждения. | Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребенка. | |
Работа с детьми. Обсуждение с детьми результатов, полученных в ходе проекта: что понравилось? Чему научились? Что далось труднее всего? Что хотелось бы изменить, добавить? Рисование на тему «Если хочешь быть здоров…»
| Метод партнерского диалога. | Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия. Желание в дальнейшем придерживаться ЗОЖ. |
Анализ первичного обследования: Проведённая диагностика показала несовершенство мелкой моторики, речевого дыхания и дикции, артикуляционная моторика относительно сохранна, хотя наблюдается небольшой тонус языка и вялость губных мышц, затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы, движения некоординированные, неловкие, неточные и медленные. Существует несформированность отдельных сторон фонематических процессов, а именно дети испытывают затруднения при определении места звука в слове, при выделении заданного звука из звукового ряда, наблюдались ошибки при различении сходных фонем на слух. Фонематический слух нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна. При выполнении упражнений на дикцию есть неточности в воспроизведении слоговых рядов, во фразе переставляли слоги местами, путали слова. Обследование показало у большинства детей нарушения звукопроизношения. Имеются некоторые незначительные пробелы в лексико-грамматическом развитии: трудности в словоизменении, словообразовании, в согласовании частей речи, допускают неточности в обобщающих понятиях, в построении предложений.
Для диагностики применялись материалы С.В. Коноваленко, В.С. Коноваленко «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста», О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения».
Анализ итогового обследования: у детей, участвовавших в проекте улучшилось речевое дыхание, фонематический слух, наблюдается заметное совершенствование просодической стороны речи, мелкой моторики рук, дети чётче стали произносить звуки, расширили свой кругозор, в процессе проекта общались между собой и педагогами, стали более уверенными собеседниками.
Приложение
Конспект занятия по обучению детей плаванию (старшая группа)
«Айболит спешит на помощь!»
Подготовила инструктор по плаванию Виноградова Е.Б., учитель-логопед Данченко Ю.П.
МБДОУ «Детский сад «Крепыш»
Задачи:
- Продолжать учить выполнять упражнения разминки в соответствии с текстом;
- Закреплять умение выполнять продолжительный непрерывный выдох в воду;
- Продолжать закреплять умение принимать положение «лежа на груди и на спине» в игровом упражнении «Буксир» и совершать повороты туловища в упражнении «Винт»;
- Повышать через самомассаж, вибрационную гимнастику защитные силы детского организма;
- Активизировать речь детей по теме зима; упражнять детей в процессах словообразования от слова БОЛЬ; способствовать умению выражать свою мысль предложением с однородными членами сказуемыми; закреплять умение детей подбирать однокоренные родственные слова к слову «ВОДА».
- Воспитывать самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Методическое оборудование: Магнитофон с фонограммой детских песен, резиновые
шапочки, надувные игрушки, резиновые шайбы, карточка с изображением кружков в
пределах от 5 до 10, баночка с «Волшебными пилюлями» (витамины).
Методические приемы:
Показ, объяснение, указания, практические действия, сюрпризный момент, фонограмма
для гимнастических упражнений.
Предварительная работа.
Разучивание подготовительных упражнений на физкультурных занятиях; рассматривание
иллюстраций с показом способов плавания и различных упражнений, отгадывание
загадок, беседы о закаливании, чтение пословиц и поговорок о закаливании.
Ход занятия
(Дети заходят в зал бассейна. На скамеечке сидит мальчик Ваня Заболейкин).
Ведущий.
Здравствуй, мальчик? Ты кто?
Ваня.
Заболейкин Ваня я,
Только болен я, друзья.
У меня унылый вид,
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он мне б помог.
(Стук в дверь в бассейн заходит доктор Айболит.)
Айболит.
Я услышал громкий плач, и кто-то звал на помощь!
Что случилось у вас ребята? (обращается к детям)
Ваня.
Да, это я Ваня Заболейкин, звал врача, мне нужна его помощь.
Айболит.
Хватит охать и реветь,
Стыдно мальчику болеть.
Ты пришел к нам в детский сад,
Здесь узнаешь от ребят:
Как здоровым, сильным быть,
Как без грусти день прожить.
Правда, дети, мы ведь сможем?
Заболейкину поможем!
Дети.
Да!
Айболит.
Какая у тебя странная фамилия, Заболейкин! Как много слов спрятано в слове Заболейкин! Какие слова вы сможете назвать? (БОЛЬ, БОЛЕТЬ, ЗАБОЛЕТЬ, БОЛЕЗНЬ, и т.д.)
Ваня.
А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра я заболею, и буду сидеть дома.
Айболит.
Что-то непонятное с тобой творится? Неужели тебе нравится все время болеть, ходить по больницам, пить таблетки. А вы, ребята, любите болеть? (Нет!)
Айболит.
Почему?
Д е т и.
Скучно сидеть дома, лежать и постели.
Айболит.
Наши дети умеют гораздо интереснее проводить время. Иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Дети, а что надо делать, чтобы быть здоровым?
Дети.
Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать полезные продукты.
Айболит.
Действительно, каждый человек может сам себе укрепить здоровье. Недаром говорится:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
Давайте выучим и запомним эти слова. Ну а сейчас поспешим на веселую разминку. И ты, Заболейкин, присоединяйся к нам. Снимай свои перчатки, шапку.
Ваня.
Нет, боюсь, я заболею. У вас здесь сквозняки.
(Встает с детьми, выполняет разминку.)
На суше:
Подготовительная часть.
Разминка «Аквариум».
Айболит.
Эй, веселый народ!
Отправляемся в поход!
(Шаг марша)
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
(Ходьба на носках, руки в стороны)
Улитки ползут, свои домики везут. (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)
Рогами шевелят, на рыбок глядят,
(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову вправо, влево).
Рыбки плывут, плавничками гребут. (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед – назад).
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот,
(Плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот).
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе –
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражненье –
Руки к плечам – круговые движенья.
Вперед-вперед, назад-назад,
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда.
Чтоб сила богатырская была.
Затем приступим к туловищу мы –
Наклонов восемь сделать мы должны.
Сначала два раза вперед наклонись,
затем два раза назад – не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся.
Делай красиво. Не ошибайся.
На ноги свои обрати ты вниманье.
Делай глубокие ты приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх – скачите дружно!
На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди.
Да смотри, не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
-Ребята, а теперь попробуйте, крепче ли стали ваши мышцы? И ты, Заболейкин, тоже попробуй и скажи, как ты себя чувствуешь?
Ваня. Почему-то жарко стало. Но мне очень понравилось заниматься.
Айболит
Ребята, сегодня мы уже говорили, что очень хорошо укреплять здоровье. Давайте расскажем Заболейкину, как мы с вами закаляемся.
(Дети рассказывают.) Сначала мы раздеваемся до трусиков, ходим по разным колючим дорожкам, выполняя разные упражнения, а затем плаваем в бассейне.
Ваня.
Мне тоже нравится закаляться. Только я боюсь, вдруг у меня ноги замерзнут в холодной воде, и я заболею.
Айболит
А закалять свой организм надо постепенно. Мы знаем правило, которого следует придерживаться при закаливании.
Дети.
«Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно».
(Дети заходят в воду, приглашая с собой Ваню).
В воде:
Основная часть.
- Игровое упражнение «Лягушата».
(Дети прыгают на двух ногах, держа в руки на поясе, и произносят слова вместе с взрослым)
Пять веселых лягушат
По делам своим спешат.
Пока сыро, пока лужно
Им домой добраться нужно.
Игра повторяется 4—5 раз.
2. Игровое упражнение «Веселые пузыри»
(упражнение выполняется в круге, дети держаться за руки)
По сигналу сделать вдох, присесть, погрузиться под воду и выполнить через приоткрытый рот продолжительный непрерывный выдох в воду. Посмотреть, у кого окажется больше пузырей.
3. Игровое упражнение «Буксир»
Дети распределяются по парам. Один ребенок ложится на воду, на грудь или спину. Партнер удерживает его за руки и продвигается спиной (грудью) вперед – выполняет «буксировку». Выигрывает та пара, которая первой достигнет условного ориентира.
Варианты. Один ребенок может «буксировать» двух – трех детей, двое – одного. Можно использовать шест или палку, выполнять разные варианты поддержки.
4. Игровое упражнение «Винт»
(игровое упражнение повторяется 4-5 раз)
В скольжении совершать повороты с груди на спину и наоборот
5. Игровое упражнение «Достань игрушку»
Ребята, у меня есть очень необычные карточки, посмотрите, что на них нарисовано?
Дети
Круги!
Айболит
На всех карточках разное количество кругов. Я буду показывать карточку, а вы будете доставать со дна столько игрушек, сколько кружков на ней нарисовано. А наши гости будут проверять, правильно ли наши дети выполнили задание. Согласны?
Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Захватив предмет, лежащий на дне бассейна, вынести его на бортик.
6. Игровое упражнение «Нырни в круг» повторяется 3—4 раза.
Стоя в воде, преподаватель держит перед собой обруч. Ребенок ныряет в него.
7. Игровое упражнение «Сможешь ли, попробуй!»
Преодолеть дистанцию бассейна «свободным стилем». Дети плывут до противоположного бортика и обратно произвольно.
Ваня.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я знаю очень трудную загадку и хочу сейчас загадать ее вам. Слушайте внимательно.
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать! ( мяч)
Правильно мяч. Я думаю, вы все любите играть с мячом. Давайте поиграем в одну очень
интересную игру.
Игра «Попади в движущуюся цель»
Участники игры становятся в центре бассейна. У противоположных бортиков стоят водящие. Они выбивают легким мячом расположившихся в центре бассейна детей. Играющие должны передвигаться таким образом (приседать, ползать в воде, перебегать с места на место и т. д.) Если мяч попадает в игрока, тот покидает воду и усаживается на бортик бассейна.
Усложнение – при выныривании из воды дети называют родственные слова от слова ВОДА. (Водичка, водяной, водолаз, водный транспорт, водослив, водопровод, и т.д.)
Айболит
Ваня, понравилось тебе, вместе с детьми играть в бассейне?
А мы не только играли, но и закалялись, хотя на улице зима.
Ваня
А зимой я не закаляюсь? Я часто сижу дома, не хожу в детский сад!
Айболит
А еще как можно закаляться зимой?
Дети.
Много гулять, обливаться холодной водой в ванне, кататься на лыжах, коньках, санках.
Айболит
А еще можно делать самомассаж, вибрационную гимнастику. Мы тебе, Заболейкин, сейчас это покажем. Я предлагаю вам отправиться в страну «Здоровья».
(Самомассаж – «Носик, носик!», дети выполняют вместе с Айболитом)
Носик, носик!
Где ты носик?
Провести кулачками по крыльям носа 4 раза
Лобик, лобик!
Где ты лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам 4 раза
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею
Будет чистенький сынок
Растереть ладошками уши
И котенок-малышок.
Потереть ладони друг о друга
Ваня.
Посмотрите, я весь мокрый! Что же теперь будет? Я ведь заболею!
Айболит.
Не расстраивайся, Заболейкин, мы тебя научим, как надо сушиться.
Ваня.
Ребята, как мне понравилось в вашем бассейне.
Но мне уже пора домой, а можно еще придти к вам в гости?
Айболит.
Конечно, Ваня, приходи обязательно, мы всегда тебе рады.
Ребята, а вам что понравилось больше всего? Какие задания или упражнения вам было трудно выполнять, в какие игры мы сегодня играли?
Вот какие молодцы ребята. Все успешно справились с заданиями. А чтобы вы всегда были
здоровыми и сильными я приготовил для вас «Волшебные пилюли». Достаточно
принимать по одной пилюле два раза в день. Успехов вам!
Конспект занятия
по акваритмике в старшей логопедической группе детей с ОНР
«Прогулка в осеннем лесу»
Подготовила:
учитель-логопед Данченко Ю.П.
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
1. Учить детей синхронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в игровом образе; двигаться ритмично в разном темпе, ориентируясь в пространстве.
2.Развивать двигательную, зрительную, слуховую память; умение произвольно регулировать высоту и силу свого голоса.
3. Способствовать снятию психологического напряжения.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свою речь, поведение.
Предварительная работа:
Обогащение словарного запаса по теме «Осень», «Грибы». Усвоение навыка образования относительных прилагательных по теме: «Деревья», приставочных глаголов от слова «шли».
Оборудование:
1. Магнитофон, фонограмма пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года», фонограмма любой спокойной музыки, резиновый мяч, пластмассовые маски листьев клёна, березы, дуба, рябины, липы, осины (по количеству детей).
1. Вводные упражнения
Логопед:
В лес отправимся гулять, Дети маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом, «кочками»
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом,
Перешагивая через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке Маршируют
Мы весело шагаем.
2. Основная часть. {Заход в бассейн)
Дети заходят в бассейн, встают в кружок.
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами правой руки
по очереди «здороваются» с пальцами
левой, похлопывая друг друга кончиками,
начиная с больших пальцев.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую/ Переплетают пальцы «замочком» и
поднимают руки над головой
Фонопедичские упражнения
Логопед:
Наступила осень, подул ветер, | Дети делают qlissando снизу вверх «Ы-У», делая руками движение «от себя» по поверхности воды |
Ходит, бродит, ищет место для берлоги медведь. | Дети произносят «топ-топ» в низком регистре, хлопая ладонями по воде |
Прыгает с ветки на ветку запасливая белка, | Дети произносят «шлёп-шлёп» в высоком регистре, хлопая ладонями по воде |
А вот пробежал, Шустрый ёжик | Дети произносят «чап-чап» в высоком регистре, хлопая ладонями по воде |
Наберём большую корзину грибов. | Делают crescendo на звук «О», разводя руки в стороны |
Упражнение на дыхание
Логопед:
- Подул сильный ветер. Дети приседают в воде по плечи,
делают вдох носом и выдыхают
его через рот, дуя на воду.
Погнал ветер тучи по небу. Дети повторяют предыдущее
движение.
Понюхаем запахи осеннего леса. Дети делают поворот головы влево и
Производят короткий резкий вдох, Затем голову прямо и произвольный выдох
а теперь послушаем его шорохи. Дети делают вдох и на выдохе
произносят звук «Ш», поднося пальчик правой руки к вытянутым губам.
Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка» В. Емельянова, И. Трифоновой
Дети повторяю за логопедом сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании.
Слушай...
Слушай шорох...
Слушай шорох чащи...
Слушай шорох чащи леса...
Слушай шорох: чаща леса дышит...
Гулко гонит галок ветер выше...
Поёт свои песни ветер.
Логопед: Ой, ребята! Дождик закапал!
Работа над ритмом
Логопед:
Закапали большие и маленькие капли. Дети произносят: «КАП, кап, кап, кап; кап, кап, кап, КАП; кап, КАП, кап, кап», | (Руки лежат на поверхности воды. Дети делают давящие движения сверху вниз, ощущая сопротивление воды и соотнося амплитуду движений с силой голоса) |
Упражнение на координацию речи с движением «Дождик»
Дождик, дождик,- Руки согнуты на уровне груди, перебирая пальцами, поперемен-
но опускать то правую, то левую руку, имитируя дождь
Что ты льёшь?- Руки согнуты на уровне груди, кисти рук делают вращательные
движения снизу вверх в стороны {что), указательное движение правой рукой (ты,) и слегка развести руки в стороны (льёшь).
Погулять нам - Правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне
груди, как бы показывая на всех ребят
не даёшь!- Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и
покачивание головой.
Я водою дождевою - указательное движение на себя (я) переходит в давящее
Движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, Переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою)
Землю мою, мою, - небольшое движение на звук «е» (землю), а затем на
мою, каждое слово «мою» плавно покачивать корпусом и руками
вправо-влево.
Логопед: Прошёл дождик и вновь выглянуло солнышко. Ребята, посмотрите, что это растёт в лесу? Под кочкой крошка, только шляпка да ножка.
Дети: Грибы!
Логопед: Давайте, и мы с вами поищем грибы.
Двигательное упражнение «Грибы
Мы по лесу шли, шли. Руки лежат на поверхности воды.
Дети делают шлёпающие движения по воде
К большой берёзе подошли Дети сходятся в круг.
Вокруг берёзу обошли Дети обходят вокруг себя.
И огромный гриб нашли Разводят руки в стороны
Упражнение на внимание (с мячом)
Логопед: А где растут грибы?
Под берёзой растут… (логопед толкает по воде мяч).
Дети: Подберёзовики
Под осиной…. (Подосиновики)
Во мхе под старым дубом… (Боровики)
Под елью… (Маслята)
А на пне…(Опята)
Вот в рыжих шапочках сестрички, называются…(Лисички)
Логопед: Вы ребята молодцы! Но скажите, какое правило нужно знать, собирая грибы?
Дети: (хором) Если знаешь гриб, срезай. А не знаешь - оставляй!
Логопед: (держит в руках красивый осенний листочек)
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно
Логопед: Да это и не письмо вовсе, а разноцветный, осенний листочек. Окрасила их осень разными красками.
Игру я с вами затеваю,
В разноцветные листочки всех вас превращаю
Логопед: Сейчас вы не дети, а листочки с самых разных деревьев. {Логопед называет какого-либо ребёнка) скажи, с какого дерева ты листочек? (Ответ ребёнка) Значит, ты какой листочек? (Логопед опрашивает всех детей, надевает им на головы маски). Осень раскрасила нас разными цветами и оттенками.
Пластический этюд «Мы-листочки»
(звучит пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Логопед: Живут листочки на больших, раскидистых, красивых деревьях. Светит ласковое осеннее солнышко, листочки тянуться к нему, подставляют свои щечки. Но вот подул сильный ветер. Листочки закачались. Дует, дует ветер, дует, задувает. Жёлтые листочки с дерева срывает. Слетели листочки с дерева и закружились в воздухе. Они плавно кружатся в воздухе. Ветер относит их то в одну сторону, то в другую, то кружит на месте. (Дети расплываются в разные стороны).
Логопед: Вы - листочки, покружитесь, да в один красивый большой букет соберитесь. Покажите, какой большой букет у нас получился! (Дети встают в круг и ложатся на воду, делают упражнение «Звёздочка», лёжа на спине)
Логопед: Но что такое? Опять подул сильный ветер! Наш букет рассыпался. Вновь закружились листья в воздухе... Разлетелись в разные стороны... (Дети расплываются в разные стороны). Легли на дорожки большим, разноцветным ковром. Спокойно лежат, под ногами шелестят (Дети снова ложатся на воду, делают «Звёздочку» на спине). Вот березовый листочек, вот кленовый, а вот дубовый... (Логопед ходит между детьми, дотрагивается до них, дети встают) Вот снова подул холодный ветер. Совсем замёрзли листочки. Задрожали, испугались, что заболеют. Но тут снова выглянуло солнышко! Оно протянуло к листочкам свои лучики, погладило их, обогрело. Листочкам стало тепло. Они обрадовались и закружились в танце, (звучит спокойная музыка, дети свободно плавают в бассейне). Ветер стих и вы уже не листочки, а снова дети.
Логопед: Понравилось вам в осеннем лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Но мы еще обязательно вернёмся сюда. Скорее улыбнитесь.
(Дети по спокойную музыку выходят из бассейна)
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОВМЕСТНО С ИНСТРУКТОРОМ ПО ПЛАВАНИЮ
ТЕМА: «ВОДА».
Провели:
Учитель-логопед
Данченко Ю.П.
Инструктор по плаванию:
Виноградова Е.Б.
В основу интегрированного занятия принято формирование правильного речевого выдоха у детей с речевыми нарушениями. Использование на занятиях дыхательной гимнастики в сочетании с грамматическими и физическими упражнениями обеспечивает предупреждение нервного перенапряжения, создает положительный эмоциональный настрой на обучение и преодоление речевых расстройств у детей.
Образовательная деятельность интегрированного характера дает возможность закрепить полученные ранее знания в другом виде деятельности.
Цель занятия: Создание необычных условий для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях и во время занятий по обучению плаванию.
Интеграция образовательных областей:
I. Коррекционно – образовательная:
1. Закрепление знаний по теме «Вода», умений различать и выделять в словах твердые и мягкие согласные, понимать звуковой и слоговой состав слов, использовать предлоги «над» и «под», составлять предложения по заданной схеме. Расширение глагольного словаря.
2. Развитие речевого слуха и внимания, развитие фонетико – фонематического восприятия, формирования длительного речевого выдоха, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование лексического запаса.
3. Развитие двигательной, речевой, зрительной, слуховой памяти; мышления; игровой фантазии; внимания во время исполнения инструкции педагога.
II. Физическое развитие:
1. Совершенствование навыков и способов передвижения в воде и под водой, погружения с задержкой дыхания и последующим выдохом.
2. Развитие координации рук, ног и дыхания при движении под водой; маховых движений рук и ног при плавании свободным стилем; двигательной памяти и активности.
3. Закрепление навыка и последовательности одевания; бережного отношения к своей одежде.
III. Коммуникативная.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения работать в коллективе, желания прийти на помощь друг другу, а также желания заниматься спортом.
Оборудование: два комплекта цветных пластмассовых кубиков, основание для построения звуковой схемы слова, схемы предложений, пластмассовые фигурки животных и птиц, карта движения к подводному царству, пластиковые плавающие кораблики, пластиковые снаряды «лошадки» для плавания, корзинки синего и зеленого цвета, буквы, конверты с заданиями, звуки воды (шум моря, звук дождя, звук наливаемой в стакан воды) предметные картинки ( крокодил, акула, лягушка, чайки, дельфин, черепаха, рак, кит, сом, осьминог, медуза), подводные рамки для ныряния.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Дети проходят по массажным коврикам и выстраиваются вдоль бассейна.
Логопед:
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети:
-Здравствуйте!
II. Основная часть:
Логопед:
Загадывает ребятам загадку.
Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает.
Дети: - Это вода!
- Правильно! Сегодня мы поговорим о Воде. Вы будете отвечать на вопросы о воде, играть в воде и преодолевать различные препятствия в воде. Для того, чтобы Вы легко справились с поставленной задачей, были сильными и здоровыми, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Дети:
Выполняют дыхательную гимнастику вместе с учителем логопедом и инструктором по плаванию.
Упражнения:
«Шарик» (Вдох глубокий через нос, выдох через рот. Правая ладонь кладется на живот)
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем.
Шарик сдулся-выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
«Ха»
(Вдох глубокий через нос, выдох через рот. Резкий выдох с озвучиванием «Хха-а-а-а»).
«Пловцы»
(Вдох – правая рука вверх, выдох – вниз,
Вдох – левая рука вверх, выдох вниз.)
Включаются звуки воды.
Логопед:
- Ребята, как Вы думаете, что это за звук?
Дети:
- Это шум моря.
Логопед:
- А на что похож этот звук?
Дети:
- Это шум ручья.
Логопед:
- А этот звук?
Дети:
- Это шум дождя.
Логопед:
- А что это за звук?
Дети:
- Это из стакана выливают воду.
Логопед:
- Ребята, а Вы знаете, что большая часть нашей планеты занята водой?
Что большая часть человека состоит из воды?
Вода является основным источником жизни для животных и растений.
- А как Вы думаете для чего еще нужна человеку вода, как мы ее используем, что мы можем с ней делать?
Дети:
- Пить, готовить, наливать, выливать, мыть в ней, купаться, играть с ней, плавать, отдыхать.
Логопед:
- Молодцы ребята. Конечно, вода - это наша жизнь. И сегодня нам предстоит играть и соревноваться в воде.
Инструктор по плаванию:
Приглашает ребят в воду. Там они выполняют еще одно дыхательное упражнение: «Вдох-выдох»
(Вдох носом над водой, присесть и сделать выдох носом и ртом под водой).
Звучит музыка и появляется Русалочка.
Логопед:
- Ребята, посмотрите! К нам сегодня в гости пришла сказочная жительница воды Русалочка. Давайте с ней поздороваемся.
Дети:
-Здравствуйте!
Русалочка:
- Ребята, я попала в беду. Только Вы можете мне помочь. Злая колдунья заколдовала дорогу в «Подводное царство» и я не могу туда вернуться. Но у меня есть карта, в которой указан путь. Да вот беда, те задания, которые необходимо выполнить мне не по силам.
Передает карту логопеду.
Логопед:
- Ребята, поможем Русалочке.
Дети:
- Да, поможем!
Логопед: вешает карту на стену и озвучивает первое задание злой колдуньи.
- Итак, ребята! Для того, чтобы преодолеть все препятствия, нам необходимо разбиться на две команды и выбрать капитана команд. Первая команда «Дельфинчики», капитаном в ней будет Рома, вторая команда «Рыбки», капитаном в ней будет Лера. (ребята делятся на две команды по 4-5 человек).
- Что же за препятствие придумала нам Злая Колдунья?
Логопед берет мешок, вынимает оттуда кубики и картинки. Смотрите ребята, Вы должны подплыть на эту сторону бассейна и составить звуковую схему слов из кубиков. Команда «Дельфинчики» составит схему слова «КИТ», команда «Рыбки» составит схему слова «СОМ».
Логопед:
- Ребята, не забудьте, что начинается слово всегда с лева, на право.
Дети:
Подплывают, собирают в воде разноцветные кубики и на основании, которое обозначает слово, напротив заданной картинки, выстраивают звуковую схему.
К И Т С О М
Логопед:
- Капитаны команд, проверьте, правильно ли построены схемы слов?
Дети:
- Правильно!
Логопед:
-Молодцы! А за правильно выполненное задание Русалочка дарит вам Букву.
Русалочка: наклеивает букву «В» крупного формата на стену.
Инструктор по плаванию:
-Ребята, смотрите, на карте показан высокий и сильный Фонтан. Видимо Вам тоже нужно превратиться в Фонтанчики!
Упражнение «Фонтан».
-Возьмитесь за поручни, лягте на воду спиной и работайте ногами так, чтобы получился сильный «Фонтан»!
Дети:
Дети, лежа спиной на воде бьют ногами, выполняя упражнение.
Логопед:
- Отлично! Мы уже очень хорошо продвинулись и выполнили очень сложное задание. Но что же еще приготовила нам Колдунья?
Берет следующий конверт и объявляет:
- Ребята, Вам необходимо по очереди подплыть ко мне, назвать картинку и разделить слова на слоги, отхлопывая их ладошками.
Дети:
Проплыв на противоположную сторону бассейна, называют слово, отхлопывая его по слогам.
Логопед:
-Отлично ребята! Мы преодолели еще одно препятствие! За это наша Русалочка дарит нам еще одну букву.
Русалочка: наклеивает букву «О» крупного формата на стену.
Инструктор по плаванию:
- Ребята, посмотрите! На карте указано еще одно трудное задание. Мы должны показать на сколько сильно мы умеем дуть! Для этого, без помощи рук, с силой дуя на кораблики, мы должны провести их с одной стороны бассейна на другую и обратно. Не забывайте, что вдох мы делаем через нос, и сильно выдыхаем через рот.
Дети:
Прячут руки за спину и ведут кораблики по воде, с помощью сильной воздушной струи.
Логопед:
-Отлично, ребята! Оказывается, Вы и это умеете делать! Наша Русалочка просто восхищена Вами!
-Так, так… Что же еще нам приготовила Злая ведьма, давайте посмотрим. (достает игрушки из мешочка и громко называя их, кидает в воду, игрушки погружаются на дно бассейна)
- А сейчас ребята, Вы должны превратиться в ныряльщиков и достать со дна бассейна утонувшие предметы. Если название предмета будет начинаться на твердый согласный, вы положите его в корзинку с синим флажком, а если название предмета будет начинаться на мягкий согласный звук, вы положите его в корзинку с зеленым флажком. Договорились? Начали!
Дети:
Ныряют на дно бассейна, задерживая дыхание. Достают предмет и приносят в одну из корзинок.
Логопед:
По окончанию игры учитель-логопед вынимает из корзинки игрушки.
- Посмотрим, справились ли ребята с заданием. Итак, корзина, в которой должны быть предметы, начинающиеся на твердый согласный. Если все правильно, хвалит ребят и проверяет вторую корзину. Если предмет лежит не там, называет слово и спрашивает, какой звук стоит в начале слова. Ребята его называют и уточняют твердый он или мягкий. Логопед перекладывает предмет в нужную корзинку.
Логопед:
- Русалочка, как Ты думаешь, ребята заслужили еще одну букву?
Русалочка:
- Заслужили! (наклеивает букву «Д» крупного формата на стену).
Логопед:
- Отлично! А у нас остается последнее препятствие, самое сложное. Нам нужно составить предложение по зашифрованной схеме! (показывает детям схему слова).
- Ребята, посмотрите, кто летает над водой?
Дети:
- Птицы!
Логопед:
- Что делают птицы над водой?
Дети:
- Летают!
Логопед:
-Где летают птицы?
Дети:
- Над водой!
Логопед:
- Какое предложение у нас получается? Отвечают капитаны команд! Смотрим на схему!
Дети:
- Над водой летают птицы! (Над водой летают чайки)
Логопед:
-Отлично, покажите, как птицы летают над водой. (дети машут руками над водой).
И еще одна схема непонятная схема:
- А кто плавает под водой?
Дети:
- Рыбы, сом…
Логопед:
-Что делает сом под водой?
Дети:
- Плавает!
Логопед:
- Где плавает сом? рыбы?
Дети:
- Под водой!
Логопед:
-- Какое предложение у нас получается? Отвечают капитаны команд! Смотрим на схему!
Дети:
- Под водой плавают рыбы. (Под водой живет сом.)
Логопед:
- Давайте покажем, как сом плавает под водой! (ребята ныряют и плывут под водой).
- Уважаемая Русалочка, как Ты считаешь, ребята справились с заданием?
Русалочка:
-Молодцы! Все выполнили верно! И за это я дарю Вам ребята еще одну букву. Это буква «А».
Инструктор по плаванию:
- Ребята, оказывается, под водой есть много подводных лабиринтов и пещер. И следующим нашим испытанием и будет преодоление таких препятствий.
Дети:
Ребята по очереди подныривают и проплывают через подводные рамки.
Логопед:
-Ребята, а Вы знаете, что в море тоже есть подводные «Лошадки». Давайте мы с Вами тоже оседлаем таких лошадок и изобразим, как они цокают с помощью наших язычков.
Дети:
Выполняют артикуляционное упр. «Лошадка», выполняя при этом скачки в воде, на специальных плавательных «снарядах».
Логопед:
- Ребята, посмотрите, а какое же слово у нас получилось из букв?
Дети:
-Вода!
Логопед:
Правильно! Вот мы и получили ключ, который поможет Русалочке вернуться в ее родную стихию! Это ВОДА!
III. Заключительная часть.
Логопед:
- Молодцы ребята! Вы отлично играли сегодня, преодолели все препятствия! Показали, как много Вы знаете и умеете!
Русалочка очень благодарна Вам за помощь! Выходите из бассейна, потому что у нашей героини есть для Вас сюрприз!
Дети:
Звучит марш. Ребята выстраиваются в ряд напротив бассейна, и Русалочка раздает им сок.
Русалочка:
-Спасибо Ребята! Я дарю Вам вкусный и полезный сок. Будьте Здоровы!!!
-До свидания!
Играет музыка и Русалочка уходит.
Логопед:
-Ребята, скажите, а что Вам особенно запомнилось сегодня?
- Какое впечатление произвело на Вас наше водное путешествие?
- Вот и мы ребята расстаемся. Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети:
-До свидания!!!
Прощаются и организованно уходят в раздевалку под спокойную музыку.
МБДОУ «Детский сад «Крепыш»
Пузырь, Соломинка и Лапоть.
(интегрированное занятие в бассейне)
Подготовили и провели
Виноградова Е.Б.
инструктор по плаванию
Данченко Ю.П.
учитель-логопед
2019 г.
Цель:
логопедическая: развитие физиологического и речевого дыхания;
оздоровительная: укрепление дыхательной мускулатуры.
Задачи:
- Развивать сильный плавный ротовой выдох;
- Тренировать губные и щёчные мышцы
- Обучать длинному плавному выдоху в воду;
- Учить согласовывать дыхание с гребковыми движениями рук;
- Совершенствовать плавательные навыки.
Оборудование: пузырьки с раствором для выдувания мыльных пузырей, трубочки для коктейля, воздушные шары, плавательные доски.
Ход мероприятия:
Дети входят в бассейн и строятся на обходной дорожке на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Учитель-логопед и инструктор по плаванию приветствуют детей и сообщают им о цели сегодняшнего мероприятия – путешествие по сказке.
Логопед (совмещает рассказ с показом движений).
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пузырь был толстый – вот такой.
Дети делают вдох и надувают живот.
Соломинка была тоненькая – вот такая
Дети делают выдох, втягивая живот.
Лапоть был обычный, но он любил топать.
Дети дышат спокойно и 4 раза топают ногами. Повторить упражнение 4 раза.
Инструктор: Однажды пошли они гулять. Погода была хорошая. (Совмещает рассказ с показом движений). Подуем на одно плечо, подуем на другое.
Дети поворачивают голову из стороны в сторону, дуя на плечи.
Как солнце ярко светит летней порой!
Поднимают ладони над головой и дуют на них.
Подуем на живот, как лёгкий ветерок.
Дети наклоняются вниз с выдохом.
Ну а теперь на облака, и остановимся пока.
Поднимают голову и дуют вверх.
Шли они, шли и подошли к реке. Давайте с вами войдём в воду!
Дети входят в воду.
Ребята, покажем нашим друзьям, что мы умеем? Сделайте глубокий вдох, опустите голову в воду и не дышите. Как только вы почувствуете, что больше не можете находиться под водой без воздуха, поднимайте голову.
Дети выполняют упражнения.
А теперь поиграем в игру «Переправа». Постройтесь в шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки. По моей команде идите к другому «берегу», помогая себе гребковыми движениями рук и приговаривая:
Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,
Вода помогает мне выбрать дорогу.
Дети пересекают бассейн туда и обратно (2 раза).
Логопед: Ребята, вы знаете о том, что одни реки могут быть спокойными, а другие – бурными. Давайте превратим воду нашего бассейна в бурную реку.
Логопед раздаёт детям трубочки для коктейлей.
Опустите трубочки в воду и тихонько подуйте в них. Видите, как мало получается пузырьков. А теперь подуйте сильнее. Смотрите, как забурлила вода!
Дети чередуют действия 4 раза.
Инструктор: ребята, а давайте устроим настоящую бурю. Стойте на месте и отталкивайте от себя воду так, чтобы вокруг вас получались волны.
Дети выполняют упражнение.
Логопед: Мы с вами умеем нырять и переправляться через реку, а наши друзья не умели, особенно по такой бурной реке. Как же им перейти на другую сторону? Вот лапоть и говорит: «Пузырь, давай на тебе переплывём!» А Пузырь не соглашается, потому что лопнуть боится. (Логопед раздаёт детям пузырьки с раствором для выдувания мыльных пузырей). Ребята, надувайте пузыри и смотрите, удастся ли хоть одному из них переплыть на другой берег.
Дети надувают мыльные пузыри и наблюдают, как долго они продержатся на воде.
Инструктор: Тогда, друзья предложили соломинке перекинуться мостиком через реку. Лапоть пошёл по ней, не удержался и упал в воду! Давайте покажем Лаптю, как мы умеем плавать, чтобы он тоже научился.
Инструктор раздаёт детям плавательные доски.
Плывите от одного бортика к другому, держа доску перед собой в вытянутых руках. (Выполняют упражнение 2 раза). А теперь проделайте то же самое, выполняя выдох в воду. (Выполняют упражнение 2 раза)
Логопед: Посмотрел Пузырь, как Лапоть в воду упал, и давай над ними смеяться! Хохотал-хохотал, да и лопнул. Давайте покажем, как. Надуйте щёки, как пузырь, и тихонько стукните по ним указательными пальцами, чтобы наш пузырь лопнул. (Повторяют 5 раз)
Инструктор: А мы с вами, ребята, проведём ещё одну игру. Встаньте в круг, взявшись за руки. Теперь расходитесь в разные стороны, как будто пузырь надулся, а потом сходитесь к центру, как будто пузырь сдувается.
Дети выполняют движения, произнося следующие строки:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
Логопед: А если бы Пузырь не смеялся так над своими друзьями, мы бы помогли ему переплыть на другой берег. Как бы мы это сделали? Давайте покажем. (Логопед раздаёт детям воздушные шары). Попробуйте по воде пригнать свой шарик к другому краю бассейна, не касаясь его руками. Старайтесь дуть на свои шарики сильно и плавно. Кто сделает первым?
Дети выполняют упражнение. В конце игры определяется победитель.
Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилась ли вам сказка, ребята? Кому мы помогали перебраться на другой берег реки? Какое задание понравилось вам больше всего?
Дети отвечают на вопросы.
Пузырю, Соломинке и Лаптю тоже понравилось путешествовать с вами. До свидания!
Дети выходят из бассейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....
Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»
Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...
Использование креативных видов адаптивной физической культуры для коррекции осанки детей дошкольного возраста
Использование креативных видов АФК...
Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением так...
«Игры с мячом как средство профилактики плоскостопия и сколиоза у детей дошкольного возраста»
Физическое воспитание, осанка, плоскостопие, мячи....