Технология "Синквейн"
статья по логопедии
Актуальность и целесообразность использования в логопедической практике. Правила составления дидактического синквейна в работе по расширению и актуализации словарного запаса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sinkveyn.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «синквейн» в работе логопеда
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка.
- Машина
- Быстрая, мощная.
- Едет, обгоняет, тормозит.
- Я люблю кататься.
- Транспорт.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы
- владеть обобщением
- понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы
- согласовывать слова в предложении
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов:
- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
- учит коротко, но точно выражать свои мысли
- способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).