Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии
Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovarnogo_zapasa_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.89 КБ |
prilozhenie_1.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Словарный запас – это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но, скорее, количество тех слов, которые человек знает.
Различают активный словарь (совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи) и пассивный словарь (совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко.)
В словарном запасе ребенка должны быть представлены все основные части речи:
– имена существительные,
– имена прилагательные,
– глаголы,
– числительные,
– местоимения,
– наречия,
– предлоги,
– сочинительные и подчинительные союзы.
В своей педагогической деятельности использую тематическое планирование (Приложение №1).
Это особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности на протяжении определенного промежутка времени. В нашем дошкольном учреждении этот промежуток составляет одну рабочую неделю.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Для этого воспитателю необходимо:
– внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка,
– много говорить самому,
– вовлекать детей на определенную тему,
– помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Для обогащения и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислю наиболее часто используемые:
– речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
– повторение воспитателем нового слова в различном контексте (“Это фарфоровая вазочка”, “Фарфор очень хрупкий”, “Фарфоровые изделия очень красивые”);
– объяснение происхождения (этимология) слова молоковоз пододеяльник, черника и т.п.;
– ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?) и размышления (как? зачем? почему?);
– договаривание слов, недосказанных воспитателем (“Так они живут…” (пряники жуют);
– игра “Подскажи словечко” (гриб – грибочек, сын – сыночек, поле – полюшко, хлеб – хлебушко);
– ответы на вопросы: “Что может быть сделано из дерева?” (ложки, лопатка, матрешка), “Что можно сшить?” (платье, пальто, фартук).
Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные и дидактические игры, упражнения:
– с опорой на наглядность: “Вершки-корешки”, “Кто лишний и почему?”, “Что лишнее?”, “Определи на ощупь”, “Что не так?”, “Что изменилось?”,
– словесные дидактические упражнения: “Кто скажет иначе?”, “Кто заметит больше?” (качеств, деталей), “Кто расскажет подробнее?”, “А как наоборот?”;
– составление воспитателем и детьми нелепицы.
В этой возрастной группе особое внимание должно уделяться развитию у будущих школьников желания и умения проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду: разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин и т.п.), экскурсии, просмотр театральных постановок, кинофильмов.
Мною подобран материал по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста для всех возрастных групп в соответствии с тематическим планированием (Приложение №2).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Тематическое планирование по развитию речи детей дошкольного возраста
Месяц | Неделя | 1младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к шк. группа |
Сентябрь | 1 | Детский сад | Детский сад | Детский сад | Детский сад | Детский сад |
2 | Игрушки | Игрушки | Игрушки | Игрушки | Игрушки | |
3 | Овощи | Овощи | Овощи | Овощи | Овощи | |
4 | Фрукты | Фрукты | Фрукты | Фрукты | Фрукты | |
Октябрь | 1 | Деревья | Деревья | Деревья | Деревья | Деревья |
2 | Ягоды (земляничка) | Ягоды | Ягоды | Ягоды | Ягоды | |
3 | Заяц, волк | Гриб и его строение | Грибы | Грибы | Грибы | |
4 | Гуси | Обитатели живого уголка | Перелетные птицы | Перелетные птицы | Перелетные птицы | |
5 | Осень | Осень, части суток | Осень | Осень | Осень | |
Ноябрь | 1 | Мебель | Мебель | Мебель | Мебель | Мебель |
2 | Игрушки | Игрушки | Игрушки | Электро- приборы | Электро- приборы | |
3 | Посуда .продукты | Посуда .продукты | Посуда, продукты | Посуда продукты | Посуда продукты | |
4 | Семья/ день матери | Семья/ день матери | Семья/ день матери | Семья/ день матери | Семья/ день матери | |
Декабрь | 1 | Человек, части тела | Человек, части тела | Человек, части тела | Человек, части тела | Человек, части тела |
2 | Зимняя одежда и обувь | Одежда | Одежда/обувь/ головные уборы | Одежда/ обувь/ головные уборы | Одежда/ обувь/ головные уборы | |
3 | ОБЖ | ОБЖ | ОБЖ | ОБЖ | ОБЖ | |
4 | Зима/ зимние забавы | Зима/ зимние забавы | Зима/ зимние забавы | Зима /зимние забавы | Зима/ зимние забавы | |
5 | Новый год | Новый год | Новый год | Новый год | Новый год | |
Январь | 1 | Каникулы | ||||
2 | Зимующие птицы | |||||
3 | Дикие животные и их детеныши | Дикие животные и их детеныши | Животные наших лесов | Животные наших лесов | Животные наших лесов | |
4 | Слон | Мы идем в зоопарк | Животные наших лесов | Животные наших лесов | Животные жарких стран | |
Февраль | 1 | Домашние Животные и их детеныши | Домашние Животные и их детеныши | Домашние Животные | Домашние Животные | Животные холодных стран |
2 | Домашние птицы | Домашние птицы | Домашние птицы | Домашние птицы | Домашние животные и птицы | |
3 | Мой город, моя улица | Мой город, мой двор | Город и его достопримечательности | Город/ строительные профессии | ||
4 | Праздник папы | Защитники отечества | 23 февраля - День защитника Отечества | |||
Март | 1 | Женский день, труд мамы | Мамин праздник и жен. профес. | 8-е марта – международный женский день. Женские профессии. | ||
2 | Транспорт (автобус, автомашина, поезд) | Транспорт/ профессии | Транспорт/ Профессии, связанные с транспортом. | |||
3 | Демисезонная одежда, обувь | Обувь и головные уборы | Правила дорожного движения | |||
4 | Весна. Изменения в природе. | |||||
Апрель | 1 | Утки. | Перелет. птицы | Перелет птицы | ||
2 | Дикие животные весной | Хлеб - всему голова | Откуда хлеб пришел | |||
3 | Сказки | Космос | ||||
4 | Золотая рыбка в аквариуме | Рыбы (щука, ерш) | Рыбы/земноводные | |||
5 | Цветы | Цветы | Цветы | Цветы | ||
Май | 1 | Комнатные растения | Комнатные растения | Родная страна и гос. праздники | День победы/ род.страна | |
2 | День семьи | День семьи | День семьи | День семьи | ||
3 | Насекомые | Насекомые | Насекомые | Насекомые | ||
4 | Лето | Лето | Лето | Лето | Школьные принадлежности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...