Характеристика развития годовалого ребенка
статья по логопедии

Магомедова Мису

Характеристика развития годовалого ребенка

 Деятельность, познавательное развитие (зрительное и слуховое восприятие), доречевое развитие, социальное развитие и физическое развитие (общая моторика и функции речи)

 

1. Деятельность ребенка к 1 году

  • уверенно сидит и сам умеет садиться
  • хорошо ползает и изучает территорию
  • пытается залезть на кровать
  • если упадет, может сам встать на ноги
  • ходит, держась ручками за что-то, некоторые уже ходят самостоятельно
  • пытается кушать сам и умеет держать ложку
  • делает попытки самостоятельно одеться
  • открывает шкафы и тумбочки, регулярно наводит в них порядки и проверяет содержимое
  • любит играть с мячом и умеет толкать его ножкой

2. Познавательное развитие (слуховое и зрительное восприятие)

а) слуховое восприятие:

К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Поэтому мама систематически поет ему песни. Все это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне. Выполняя бытовые процессы, мама сопровождает их песенками, например: Водичка, водичка!

                     Чтобы щечки краснели.

                     Умой мое личико,

                     Чтоб смеялся роток,

                     Чтобы глазки блестели.

Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней его внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на музыкальном инструменте.

Например, можно играть, используя магнитофон. Мы предлагаем ребенку послушать любимую музыку и включаем магнитофон. По окончании звучания мы относите магнитофон в другой угол комнаты и накрываете красивым платком со словами «нет музыки». Ребенок подходит (возможно, подползает) к магнитофону, снимает платок и побуждает вас снова включить его. С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку: активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается. К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими, что влияет на развитие речи.

б) Зрительное восприятие:

Ребенок обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки.

Понимает, что у каждого предмета есть своя форма, свой размер.

Различает две контрастные формы предметов по форме (по слову отличает кирпичик от кубика).

Узнает на фотографии знакомого человека.

3. Доречевое развитие

К концу одного года, ребенок начинает понимать слово «нельзя» (если вы, конечно, останавливая нежелательные действия ребенка, произносите его с соответствующей строгой интонацией: «Катя, нельзя бросать куклу, ей больно» и т. п.

Во время самостоятельной деятельности и в ответ на ваше обращение дети больше лепечут и подражают различным звукам. И это очень существенно, так -как именно из лепета, подражания звукам и понимания речи взрослого формируются первые осмысленные слова. К 1 году многие дети говорят около 6-10 слов, но чаще всего они разговаривают на своем, неизвестном взрослым языке. Такая речь называется автономной — ребенок показывает, что он хочет, с помощью жестов или эмоций. В основном деты произносят такие слова как:

«ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ля-ля», «дай», «би-би», «кс-кс», «ав-ав» и др.

Чаще всего ребенок произносит эти слова, когда видит близкого человека, хорошо знакомую игрушку, с которой он действовал и название которой слышал. Эти слова и даже отдельные звуки, подкрепляемые жестами и мимикой, становятся средством общения ребенка с окружающими людьми.

«Дай-дай» произносит ребенок и протягивает руку в сторону, где находится знакомая игрушка. Хотя такое обращение у детей этого возраста бывает еще редко.

Также на развитие речи влияет мелкая моторика, поэтому с ребенком нужно заниматься.

4. Социальное развитие

Для детей в годовалом возрасте мама это все, поэтому малыш сильно реагирует на разлуку с матерью, даже ненадолго. Это очень просто объясняется, ведь весь предыдущий год он был только с мамой, поэтому чувство безопасности малыш испытывает только с ней. С года малыш начинает активно общаться с окружающими, поэтому его родным и близким нужно следить за тем, что они и как делают и говорят, потому что ребенок будет копировать их во всем.

В 1 год малыши уже четко разделяют людей на своих и чужих, им уже кто-то может нравиться, а кого-то они к себе не будут подпускать. С радостью идут обниматься и целоваться с близкими, если попросить, но с чужими ведут себя настороженно.

5. Физическое развитие (общая моторика и функция рук)

Развитие мелкой моторики у детей 1 года напрямую влияет на процесс формирование речевых навыков и память малыша. Доказано, что во время тонкой работы пальцев происходит развитие важных участков головного мозга, которые отвечают за все мыслительные процессы. По мнению специалистов, начинать занятия на развитие моторики нужно сразу же, как только ребенок научится держать в руках интересующие его предметы. А уже с одного года эти занятия нужно усложнять, что окажет благоприятное воздействие на все сферы развития ребенка.

Способствовать самостоятельному достижению определенного результата в действиях с предметами: вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика.

Самое главное приобретение в 12 месяцев- это ходьба и первые слова. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми.

К числу важнейших новообразований младенчества относится понятие так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysh_v_1_god.pptx2.12 МБ
Файл malysh_v_1_god.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малыш в 1 год

Слайд 2

Деятельность ребенка к 1 году · уверенно сидит и сам умеет садиться · хорошо ползает и изучает территорию · пытается залезть на кровать · если упадет, может сам встать на ноги · ходит, держась ручками за что-то, некоторые уже ходят самостоятельно · пытается кушать сам и умеет держать ложку · делает попытки самостоятельно одеться · открывает шкафы и тумбочки, регулярно наводит в них порядки и проверяет содержимое · любит играть с мячом и умеет толкать его ножкой

Слайд 3

Познавательное развитие 1. слуховое восприятие К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Показатели поведения ребенка в ответ на звуковой сигнал – Локализация звуков во всех направлениях (сверху, снизу, спереди, ссзади , справа, слева. Отклонения от нормы в развитии слуха – Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не понимает простые просьбы и обращения. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не пытается говорить. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке.

Слайд 4

2. зрительное восприятие Очень многие дети к этому возрасту хорошо различают предметы, фигуры, персонажей и пр. даже в том случае, если ребенок просто еще не может сказать их название, то он всегда сможет их показать. Ребенок обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки. Понимает, что у каждого предмета есть своя форма, свой размер. Различает два похожих предмета по форме (например, кирпичик отличает от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик. Узнает на фотографии знакомого человека. Маму. В ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

Слайд 5

3. Доречевое развитие Понимает название предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения («найди, принеси, отдай тете, положи на место»). Малыш выполняет просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.. понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать). некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений. нормально развивающийся до года ребенок по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

Слайд 6

4. Социальное развитие Я и Мама неразделимы ! Я личность. Со мной все сложнее и сложнее играть – я могу кидаться песком! Да-да! «Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча» « Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется. »

Слайд 7

5. Физическое развитие общая моторика и функция рук Доказано, что во время тонкой работы пальцев происходит развитие важных участков головного мозга, которые отвечают за все мыслительные процессы. навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.

Слайд 8

6. Общие движения малыша ходит самостоятельно (без опоры). идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м. самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет); протягивает руки к чашке, берет,подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. может сам забираться на вверх на низкие ступени или иные возвышения. может сам бросить мячик, накормить куклу. найти спрятанный предмет, подражая родителям



Предварительный просмотр:

Характеристика развития годовалого ребенка

Показать его деятельность, познавательное развитие (зрительное и слуховое восприятие), доречевое развитие, социальное развитие и физическое развитие (общая моторика и функции речи)

1. Деятельность ребенка к 1 году

  • уверенно сидит и сам умеет садиться
  • хорошо ползает и изучает территорию
  • пытается залезть на кровать
  • если упадет, может сам встать на ноги
  • ходит, держась ручками за что-то, некоторые уже ходят самостоятельно
  • пытается кушать сам и умеет держать ложку
  • делает попытки самостоятельно одеться
  • открывает шкафы и тумбочки, регулярно наводит в них порядки и проверяет содержимое
  • любит играть с мячом и умеет толкать его ножкой

2. Познавательное развитие (слуховое и зрительное восприятие)

а) слуховое восприятие:

К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Поэтому мама систематически поет ему песни. Все это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне. Выполняя бытовые процессы, мама сопровождает их песенками, например: Водичка, водичка!

                     Чтобы щечки краснели.

                     Умой мое личико,

                     Чтоб смеялся роток,

                     Чтобы глазки блестели.

Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней его внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на музыкальном инструменте.

Например, можно играть, используя магнитофон. Мы предлагаем ребенку послушать любимую музыку и включаем магнитофон. По окончании звучания мы относите магнитофон в другой угол комнаты и накрываете красивым платком со словами «нет музыки». Ребенок подходит (возможно, подползает) к магнитофону, снимает платок и побуждает вас снова включить его. С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку: активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается. К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими, что влияет на развитие речи.

б) Зрительное восприятие:

Ребенок обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки.

Понимает, что у каждого предмета есть своя форма, свой размер.

Различает две контрастные формы предметов по форме (по слову отличает кирпичик от кубика).

Узнает на фотографии знакомого человека.

3. Доречевое развитие

К концу одного года, ребенок начинает понимать слово «нельзя» (если вы, конечно, останавливая нежелательные действия ребенка, произносите его с соответствующей строгой интонацией: «Катя, нельзя бросать куклу, ей больно» и т. п.

Во время самостоятельной деятельности и в ответ на ваше обращение дети больше лепечут и подражают различным звукам. И это очень существенно, так -как именно из лепета, подражания звукам и понимания речи взрослого формируются первые осмысленные слова. К 1 году многие дети говорят около 6-10 слов, но чаще всего они разговаривают на своем, неизвестном взрослым языке. Такая речь называется автономной — ребенок показывает, что он хочет, с помощью жестов или эмоций. В основном деты произносят такие слова как:

«ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ля-ля», «дай», «би-би», «кс-кс», «ав-ав» и др.

Чаще всего ребенок произносит эти слова, когда видит близкого человека, хорошо знакомую игрушку, с которой он действовал и название которой слышал. Эти слова и даже отдельные звуки, подкрепляемые жестами и мимикой, становятся средством общения ребенка с окружающими людьми.

«Дай-дай» произносит ребенок и протягивает руку в сторону, где находится знакомая игрушка. Хотя такое обращение у детей этого возраста бывает еще редко.

Также на развитие речи влияет мелкая моторика, поэтому с ребенком нужно заниматься.

4. Социальное развитие

Для детей в годовалом возрасте мама это все, поэтому малыш сильно реагирует на разлуку с матерью, даже ненадолго. Это очень просто объясняется, ведь весь предыдущий год он был только с мамой, поэтому чувство безопасности малыш испытывает только с ней. С года малыш начинает активно общаться с окружающими, поэтому его родным и близким нужно следить за тем, что они и как делают и говорят, потому что ребенок будет копировать их во всем.

В 1 год малыши уже четко разделяют людей на своих и чужих, им уже кто-то может нравиться, а кого-то они к себе не будут подпускать. С радостью идут обниматься и целоваться с близкими, если попросить, но с чужими ведут себя настороженно.

5. Физическое развитие (общая моторика и функция рук)

Развитие мелкой моторики у детей 1 года напрямую влияет на процесс формирование речевых навыков и память малыша. Доказано, что во время тонкой работы пальцев происходит развитие важных участков головного мозга, которые отвечают за все мыслительные процессы. По мнению специалистов, начинать занятия на развитие моторики нужно сразу же, как только ребенок научится держать в руках интересующие его предметы. А уже с одного года эти занятия нужно усложнять, что окажет благоприятное воздействие на все сферы развития ребенка.

Способствовать самостоятельному достижению определенного результата в действиях с предметами: вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика.

Самое главное приобретение в 12 месяцев- это ходьба и первые слова. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми.

К числу важнейших новообразований младенчества относится понятие так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика развития здорового ребенка второго года жизни.

Второй год жизни ребенка - это перемены, новый опыт, стремительное развитие. Что может делать малыш,  чему может научиться? О достижениях детей второго года жизни, сенсорном и речевом развит...

Характеристика детей с особыми вариантами развития. Гиперактивный ребенок.

Это мой итоговый практико-ориентированный проект для защиты на курсах повышения квалификации. Проект уже защищён. Информация будет полезна для работы с "особыми" детьми, детьми группы риска....

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка....

Статья "Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста"

В статье представлен вариант оценки результативности освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС на примере диагностики самостояте...

Возрастная характеристика развития ребенка 6-7 лет.

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может...

Возрастная характеристика развития ребенка 6-7 лет.

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самост...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...