Мастер- класс
учебно-методический материал по логопедии

Осмалова Зося Евгеньевна

Мастер - класс: Информационно -коммуникационные технологии в работе учителя -логопеда как средство повышения профессиональной компетенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер - класс

 Иноформационно –коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

 

             Цель: повышение у педагогов интереса к использованию информационно –коммуникационных технологий в учебно –воспитательном процессе, расширение знаний в области ИКТ

             Задачи: стимулировать внедрение информационных технологий в образовательно –коррекционный, воспитательный  процесс.

Применение элементов информационно -коммуникационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности специалиста. Развитие информационн- коммуникационных технологий предъявляет  к современному специалисту новые требования. Это не только высокие профессиональные навыки, но и умение использовать современные методы обучения и педагогические технологии, принципиально изменяющие образовательную среду. Профессионализм современного учителя заключается не только в знании своего предмета и методики его преподавания, но и в необходимости владения  информационно -коммуникационной-компетентностью.

Эта компетентность учителя-логопеда – стремление владеть информационной культурой, готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере,  и способствовать  гармоничному  вхождению  ребенка  в  информационное  общество.

              Компьютерные  технологии  призваны  стать  неотъемлемой  частью  целостного образовательного  процесса,  значительно  повышающей  его  эффективность.  Практика работы  дошкольных  и школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения  использования  информационно-коммуникационных  технологий  (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.

         ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное  воздействие  они  оказывают  на  образование,  так  как  «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

 Информационно-коммуникационные  технологии  учитель-логопед  может

использовать :

- в научно-методической деятельности учителя-логопеда;

- в коррекционно-развивающей работе с детьми;

- во взаимодействии с педагогами;

- во взаимодействии с родителями.

         Информационно-компьютерные  технологии  могут  использоваться  в    научно-методической  работе  учителя-логопеда,  что  облегчает  организацию  деятельности педагога.

Появилась возможность:

-  оформления  всех  видов  документации  по  организации  коррекционно-

образовательного  процесса  и  средствами  Microsoft  Office    (рабочая  программа, планирование,  отчёты,  конспекты,  консультации  и  рекомендации  для  педагогов  и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

- создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях,

имеющих речевые нарушения.

-  использования  программы  Мicrosoft  Excel  для  работы  с  таблицами,  для

составления  графиков  и  диаграмм,  обработки  результатов  диагностических

исследований, для ведения мониторинга речевого развития;.  

-  использования  различных  графических  редакторов  и  программ  (WinRaR,

Pinnacle Studio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки  видеоматериалов,  позволяющих    презентабельно  оформить  наглядный материал  к  различным  мероприятиям,  проводимым  в  ДОУ,  брошюры,  буклеты  и информационные стенды;

-    работы  с презентациями  Мicrosoft  Power  Point  – для  уточнения  активного и пассивного  словаря  ребёнка,  обследования  грамматического  строя  речи,  коррекции звукопроизношения  и  т.д.  Создание  презентаций  для  семинаров,  консультаций, педсоветов и родительских собраний;

-  работы с рисунками Paint –   при диагностике понимания обращённой речи и

удерживания  инструкций,  а  также  для  обследования  и  формирования  зрительно-пространственного восприятия);

-  использования  Мicrosoft Оffice Publisher для создпния информации для всех

участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей);

          В  данном  случае  ИКТ  является  средством  создания,  хранения  информации  и инструментом  её  обработки.    С  целью  систематизации  и  классификации компьютерных дидактических и методических материалов целесообразно  создать  медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление, в том числе авторские мультимедийные пособия.  

Компьютерные  программы  и  игры,  аудиозаписи,  видеоролики,  презентации  в  практике  стали  представлять  собой  единый  программно-методический  комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и  в  целом  –  способствовать  повышению  эффективности  процесса  преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

      Пользование  информационной  сетью  Интернет  даёт  учителю–логопеду

возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми; · находить нужные материалы для работы;

    - презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая  сайт или страницу на сайте учреждения.

     -  участие  в  Интернет-проектах,  конкурсах,  фестивалях,  вебинарах,  мастер-классах;

     - повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ.

- создания электронного портфолио  педагога. В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт,  обобщить его,  проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Направления  коррекционной  работы    с  использованием  ИКТ  с детьми могут  быть следующими:

Работа  над  звукопроизношением:  артикуляционная  гимнастика,  автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование    лексико-грамматических  категорий  :  наращивание  словарного запаса, словоизменение, словообразование.

Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.

Формирование  зрительно-пространственных  координаций:  умение  следить

взглядом за перемещением объектов.

Коррекционно-оздоровительное: гимнатсика для глаз,  дыхательная,  использование  манипулятора  «мышь»  и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

          Использование  современных  технологий  не  возможно,  если  нет соответствующей  материально-технической  базы,  позволяющей  применять  ИКТ  в работе с детьми.  Это так называемые аппаратные средства ИКТ:  компьютер, ноутбук, мультимедийный  проектор,  экран;  интерактивная  доска;  принтер  и  копировальные устройства;  сканер;  видеомагнитофон;  телевизор;  музыкальный  центр;  цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Эти средства информационных технологий за последние  десятилетия  сделали  возможным,  реальным  и  удобным  сбор  различных видов информации об окружающем мире.

                  Основным  средством  ИКТ  для  информационной  среды  любой  системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным  на  нем  программным  обеспечением.  Сочетая  в  себе  возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать  как  уникальную  возможность  для  разнообразия  и  индивидуализации коррекционного  процесса,  развития  высших  психических  функций;  создания коммуникативной  мотивации  и  развития  навыков  общения;  развития  интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

 Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду  при  коррекции  звукопроизношения.  Программа  записи  звука,  микрофон  и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под  руководством  логопеда)  по  исправлению  нарушенных  звуков.  В  памяти компьютера  сохраняются  образцы  речи  ребёнка  при  начале,  в  процессе  и  после окончания  коррекции  звукопроизносительной  стороны.  Давая  малышу  возможность

прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения. Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей.

           Интерактивная  доска  позволяет  педагогу  включать  экранную  презентацию записи  от  руки,  пометки  и  т.д.  прямо  в  ходе  выступления,  выделять  обводной  на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную педагогами

Мультимедийный    проектор  служит  мощным  средством  непосредственной,

личной  коммуникации  в  рамках  практически  любого  занятия.  

Таким  образом,    наличие  соответствующего  оборудования  позволяет  педагогу использовать  ИКТ  в  полном  объёме,  делает  её  более  эффективной,  позволяет сэкономить время

На  логопедических  занятиях  можно  использовать  различные  развивающие  и коррекционно - обучающие компьютерные программы:

• «Дэльфа-142»,  

• «Игры для Тигры»  

• «Трое из Простоквашино.  

• «Граматей»  

• Ваш домашний логопед .  

•  Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», это набор заданий  для развития звуковой стороны речи.

 • Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных»

 • «Баба-Яга учится читать»  

 • «Гарфилд малышам Развиваем речь.»

 • «Алик. Скоро в школу»  

 • «Лунтик. Подготовка к школе»  

 • «Лента времени»  

• «Солнечный замок» - серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи.

•  «Читаем сами» - развитие речи детей с задержкой речевого развития.

•    «Учимся  запоминать»  

 •“Мир за твоим окном”  - программа предназначена для детей, имеющих самые разные  проблемы  в  развитии,  обучающихся  в  специальных  школах,  специальных классах  при  массовых  школах,  подготовительных  группах  детских  садов, реабилитационных  центрах.  

 •  Компьютерный  комплекс  «Речевой  калейдоскоп».  Применение  программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей.

 

               ИКТ в работе с педагогами и родителями

В  рамках  профилактической  и  просветительской  деятельности специалистов

ДОУ и родителей использование ИКТ может быть следующим:

- Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;

- Оформление анкет и других диагностических бланков  для родителей

- Оформление "родительских уголков" и информационных стендов;

- Размещение информации на сайте ДОУ, блоге

- Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического,

так и динамического характера

- Взаимодействие с родителями по электронной почте  позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию; использовать ИКТ при проведении родительских собраний.

-  Дистанционное общение (общение через скайп – видеозвонок)

- Использование книг, читая электронные СМИ ,методических пособий, журналов, статей официальных сайтов в электронном варианте

-  Передача  информации  с  помощью  переносных  накопителей:  CD-диск  или

флеш-носитель, электронной почты

-  Использование  мультимедийных  презентаций  при  проведении  групповых

Мероприятий (занятий, семинаров, родительских собраний  

-Семинары-практикумы,  мастер-классы  с  просмотром  видео-зарисовок,

видеороликов на интерактивном оборудовании;

-  Презентация  опыта  работы  с  электронным  сопровождением  на  различных

областных и районных мероприятиях;

- «Скайп» (видеочат) помогает принимать участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами

- Обмен опытом, знакомство с периодикой других педагогов России

- Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий

- Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм, звуков природы, животных и т.д.  

Таким образом, использование информационных технологий в логопедической работе дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...