Типичные ошибки детей и родителей, возникающих в процессе подготовки к обучению грамоте
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье рассматриваются ошибки родителей при обучении детей грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки детей и родителей, возникающих в процессе подготовки к обучению грамоте.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного овладения чтением и письмом. Поэтому проблема формирования фонематических процессов у дошкольников является актуальной, так как так как достаточно высокое их развитие положительно влияет на становление всей речевой системы, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют недоразвитие фонематических процессов, оно проявляется:
- в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-Б, З-Ж и.т.д);
- неумении определить место звука в словах и слогах; количество и последовательность слов в предложении;
- невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или слов с заданным звуком.
Именно такие нарушения остаются незамеченными, и дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
Ещё хотелось бы остановиться на самых распространённых ошибках, допускаемых взрослыми, при обучении детей чтению, которые также приводят к нарушениям письменной речи.
В основе обучения чтению - лежит не буква, а звук.
Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, т.е. у ребёнка должны быть достаточно развиты фонематические процессы.
На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит звук. Возьмём, к примеру звук [М] И произнесём отрывисто: М! и букву необходимо называть так же. Ни в коем случае не ЭМ!, ведь говоря ЭМ!, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! и только после этого читает слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтения – это чтение по слогам (конечно на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит какая буква следующая: МММА. Одновременно ребёнок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Важно, чтобы он не останавливался после первой буквы и прочёл слитно слог.
Но если не учитывать всё выше сказанное, то это приведёт к следующим типичным ошибкам при чтении и письме:
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых – мягких; звонких – глухих);
- побуквенное чтение (Р,Ы,Б,А);
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся:
- Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, перестановки слогов;
- орфографические ошибки.
И в конце хотелось бы отметить, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности процесса подготовки к обучению грамоте детей 6-летнего возраста без проблем речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи III уровня
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Подготовка к обучению грамоте имеет большое значение в коррекционно...
Формирование речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте
Статья о значении речевого слуха...
презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".
обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...