Развитие фразеологического словаря у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

   Фразеологизмы составляют национальное богатство родного языка, точно, метко и образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности.

Как отмечают лингвисты (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и другие), фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи.

Работа с фразеологическими единицами в учреждениях дошкольного образования делает связную речь детей содержательной, точной; приобщает их к истокам национальной культуры.

Особенно актуальным этот вопрос является в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере, для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

В большей степени старшим дошкольникам понятны те клишированные выражения и фразеологизмы, в процессе восприятия которых происходит ориентация ребенка на внешние, звукоизобразительные и интонационно-ритмические признаки фразеологизма — ритмико-звуковой и лексический повтор.

Именно поэтому тавтологические и рифмованные фразеологизмы, а также близкие к ним шаблонные формулы появляются в детской речи раньше других типов фразеологизмов.

Так объектом первичного усвоения детей стали легко запоминающаяся конструкция татологизма: тут как тут, точь-в-точь,  а также такие рифмованные фразеологизмы, как тары-бары, ушки на макушке

Работа с фразеологизмами предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок:

Исследователи затрагивают вопросы не только восприятия детьми фразеологических оборотов, но и усвоения ими переносного значения слов, развития образной речи и словесного творчества.

♦ самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте,

♦ умение объяснить значение образного выражения,

♦ запомнить и воспроизвести необычное словосочетание.

Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для выполнения указанных выше задач.

Игры:

«Раскрась картинку»

 Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.

 В начале рассматриваются картинки, проводится беседа по их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию.

«Найди нужную картинку»

 Цель: учить детей понимать переносное значение фразеологизмов. 

Раздаются листы с изображениями фразеологизмов. Затем предлагается вспомнить, какие фразы мы употребляем, когда говорим о человеке, который:

чувствует себя не ловко,

волнуется, когда нужно что-то быстро сделать,

когда кому-то очень страшно,

когда все дела сделаны успешно,

когда у человека путаница в голове,

и просили детей найти нужную для данного выражения картинку.

«Покажи фразеологизм»

Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов.

Детям предлагается изобразить фразеологизмы:

 водой не разольешь,

сидеть сложа руки,

волосы вставали дыбом

и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

«Назови, не ошибись!»

 Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям - в устной форме, без наглядного материала. «Я начну, а ты продолжи».

Предложить заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как... белка в колесе», «одна нога здесь, ... другая там» и другие.

«Скажи по-другому»

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово и вставить необходимое для данного фразеологизма.

  • « Намотай себе на нос (ус), что драться плохо».
  • «Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».
  • «Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?
  • «Дедушка обещал намылить мне уши (шею), если я буду водить его за руку (за нос).
  • «Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

«Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

 Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

                            Голоден как волк)                      

                            Труслив как (заяц)

                            Нем как (рыба)

                            Здоров как (бык)

                            Упрям как (осёл)

                            Болтлив как (сорока)

                            Хитёр как (лиса)

                            Грязный как (свинья)

                            Колюч как (ёж)

                            Работать как(лошадь)

 

                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2.2.zip22 байта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Доклад "Методика развития словаря у детей дошкольного возраста"

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие активного словаря у детей дошкольного возраста

Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов)....