Характеристика детей с ОНР
консультация по логопедии (средняя группа)

Шкирдова Екатерина Михайловна

Характеристика детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_detey_s_onr.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общего недоразвития речи

у детей 4-5 лет

Общее нарушение речи является речевой патологией, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и проявляется недостаточной сформированностью всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

ОНР может быть как самостоятельной патологией, так и возникать в результате других сложных нарушений: алалии, дизартрии, ринолалии и др.

Рассмотрим классификацию уровней ОНР, которую разработали Р.Е.Левина и  Т.Б.Филичева. Данная классификация состоит из четырех уровней, признана современным логопедическим сообществом и используется при написании медицинских заключений и логопедических характеристик.

У детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи чаще диагностируют первые два уровня ОНР, которые мы сейчас и рассмотрим.

Характеристика детей с I уровнем развития речи

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Особенностями данного уровня речи являются стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, пассивность в овладении ребенком новыми для него словами. У детей в самостоятельном общении с окружающими нет фразовой речи,  отсутствуют навыки связного высказывания.  В качестве вербальных средств коммуникации для них являются отдельные звуки и их сочетания   -   звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило,  используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий.  При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть,   грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Использование перечисленных вербальных средств родного языка в разных целях является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов,  так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.  Например,  слово «кóка», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает  «петушок»,  «кукарекает»,  «клюет»,  что указывает на ограниченность словарного запаса.  Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова,   тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáкади» — собака сидит, «атó» — молоток, «тямакó» — чай с молоком). Одновременно с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них,  как правило,  употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще недоступно.   Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-,   трехсложных слов,   включающих звуки раннего и среднего онтогенеза   («дять»   — дать,   взять; «ки́ка» — книга; «пáка»   — палка); «контурных»  слов из двух-трех слогов  («атóта»  — морковка, «тяпáт»  — кровать, «тя́ти» — мячик);   фрагментов слов-существительных и глаголов   («ко»   —   корова, «Бéя»  — Белоснежка, «пи»  — пить, «па»  — спать);  фрагментов слов-прилагательных и других частей речи   («босё»   — большой, «пакá»   — плохой);   звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») ит. п.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-,  трех-,  а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó»  — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать»  — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик»  — вот лежит большой мячик.  Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления,  так их и  нарушать: «ти ёза»  — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты  («тиди́ та ту́е»  — сидит на стуле, «щи́ та тóй» — лежит на столе);  сложные предлоги отсутствуют.

Ограниченные речевые возможности детей приводят к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных созначением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил,  полил,  вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот»  — заячий хвост и т.  п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне,   сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.  Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы,  имеющие сходство по форме, назначению,  выполняемой функции и т.  д.  («муха»  — муравей,  жук,  паук; «т ю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов,  обозначающих части тела,  части предмета,  посуду,  транспорт, детенышей животных и т.  п.  («юкá»  — рука,  локоть,  плечо,  пальцы, «сту́й» — стул, сиденье,  спинка; «миска»  — тарелка,  блюдце,  блюдо,  ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий,   действий или предметов. Детям со  II  уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов,  пересказов без помощи взрослого.  Даже при наличии подсказок,  наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии.  Это чаще всего проявляется в перечислении объектов,  действий с ними,  без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении  16—20 звуков.   Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс»  — карандаш, «аквáя»  — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» —холодильник.

Мы рассмотрели особенности I и II уровней общего недоразвития речи, которые характерны для детей среднего дошкольного возраста, направляемых в логопедические группы ДОУ.

Кроме этого, выделяют III и IV уровни ОНР. Сделаем краткий обзор особенностей этих уровней.

Для III уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики,  грамматики и фонетики. Типичными ошибками являются: пропуск или перестановка главных и второстепенных членов в предложении,  употребление простых уменьшительно-ласкательных форм существительных,  отдельных притяжательных; нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов,   грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии,   заметная фрагментарность изложения,   нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.  

Для IV уровня развития речи детей характерны остаточные проявления нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи. Типичным являются затруднения при воспроизведении слов сложного слогового состава и звуконаполняемости. Детьми допускаются ошибки в согласовании существительных род. и вин. падежей множ. числа с другими членами предложения, нарушения в согласовании прилагательных и числительных с существительными мужского и женского рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

Психолого - педагогическая характеристика детей

В последнее время наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития.Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучениии....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...