Теоретический семинар "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ"
консультация по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Сообщила о значении использования здоровьесберегающих технологий для физического и психического здоровья детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение учителя – логопеда Шураковой Л. В.

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в практике с детьми ОВЗ».  

 Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей с ОВЗ.                                                                                                     

          Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешанны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, - показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешанности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической,                                              оздоровительной  работы в ДОУ.                                                                                                                                                                  

          К основным показателям здоровья детей относятся:                                                                                                    - уровень физического и нервно-психического развития детей;                                                                                               - степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;                                                                  - состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденности).                                                                                                                                                      

          Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом.    Поэтому у детей надо исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.                                                                                                                                                                                                      

          Оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной гимнастикой, физкультминутками  и динамическими паузами.                                                                                                                                              

            Коррекция особенностей моторного развития направлена на нормализацию мышечного тонуса. Исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это достигается путем использования специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.                                                                                                

           Чем выше двигательная активность ребенка,    тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участие речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.      В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.    Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

          Любимое занятие дошкольников – подвижная игра, она отличается выраженным эмоциональным характером и является лучшим средством от гиподинамии.                                                На этапе автоматизации звуков в слогах, словах ребенку можно предложить повторить не только слоговой ряд, но и определенные движения кистями рук по заданному образцу (игры «Повтори – не ошибись», «Покажи и назови»).    Например, дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. Затем правила усложняются, детям предлагается запомнить последовательность слов, воспроизвести их, показывая нужную часть тело и лица» лоб – локоть, ладонь; ладонь – локоть – лоб и т. п.     Помимо закрепления правильного звукопроизношения такая игра воспитывает внимание и быстроту реакции.                                                                                                                                                             Для развития слухового восприятия используется игра «Узнай по голосу».   Дети становятся в круг. В середину его встает водящий с завязанными глазами.                                                             Мы немножко поиграли, а теперь в кружок мы встали.                                                                                                Ты загадку отгадай:  Кто тебя позвал, узнай!                                                                                                                           Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!»

          Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.                                                           Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуют:                                                                              - умственному и речевому развитию и выработке основных элементарных умений;                                                                             - воспитанию двигательной активности и переключению с одного вида деятельности на другой;                                                                                                                                                                                                 - облегчению навыков письма.                                                                                                                                          

          Так, сжимая и разжимая грецкий орех поочередно в каждой ладони, катая его по ладони и захватывая поочередно разными пальцами, дети развивают двигательные способности.                                                                                                                           Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.     Усвоение правильных навыков звукопроизношения в слогах можно сопровождать «игрой на пианино». Положив ладони на стол, ребенок произносит заданный слог, поднимая поочередно пальцы, начиная с мизинца.      Игра на автоматизацию звуков «Пойди туда, не знаю куда, купи то, не знаю что». Педагог раскладывает перед ребенком картинки, перевернув их обратной стороной. Ребенок «шагает» по столу указательным и средним пальцами правой (левой) руки и открывает по одной картинке и называет.                                                                                                                                                                                                                                                              

          Особенное внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.      Детям с неустойчивой эмоционально-волевой сферой трудно сосредоточиться на задании, они легко отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Для снятия мышечного напряжения используются расслабляющие упражнения.                                                                                                                                                          

            Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становиться наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально в работе с детьми, имеющими такие нарушения, как ОНР, дизартрия.                                                         Научиться произвольному расслаблению мышц, эмоционально успокоиться помогут такие упражнения.                                                                                                                                                                                              Расслабление мышц рук.             Упражнение «Кулачки»                                                                   Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабиться)  и дать почувствовать это состояние.                                                                           Руки на столе,            Кулачки сжаты,                                                                                                          Крепко с напряжением пальчики  прижаты.                                                                                                       Пальчики сильней сжимаем, отпускаем, разжимаем.                                                                                                                                                                                         Знайте, девочки и мальчики отдыхают ваши пальчики.                                                                                                       Упражнение «Олени». Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами и сильно их напрягают. Затем обращается внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.                                                       Посмотрите: мы олени,  рвется ветер нам навстречу!                                                                                                                                                 Ветер стих,  расправим плечи,                                                                                                                                                                   Руки снова на колени.                                                                                                                                                                        А теперь немного лени…                                                                                                                                                             Руки не напряжены  и рассла-бле-ны…                                                                                                                               Знайте, девочки и мальчики отдыхают ваши пальчики!                                                                                       Дышится легко ровно глубоко.                                                                                                                                                           Расслабление по представлению.                                                                                                                                 Упражнение «Волшебный сон» Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению. Появится возможность перейти к снятию мышечного напряжения внушением. Это упражнение удобно использовать  в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя. Внимательно слушают педагога и про себя повторяют «особые» команды. Педагог говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.                                                                                                                                                                          Реснички опускаются,  глазки закрываются.                                                                                                                     Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.                                                                                                 Наши ручки отдыхают, ноги тоже отдыхают,                                                                                                    Шея не напряжена  и расслаблена.                                                                                                                                Хорошо нам отдыхать!  Но пора уже вставать!                                                                                                                                          Крепче кулачки сжимаем,  их повыше поднимаем,                                                                                                            Потянуться! Улыбнуться!  Всем открыть глаза и встать!                                                                                                  

          Использование элементов драматизации, оживление каких-либо персонажей, разыгрывание сценок с использованием настольного театра вызывает у детей положительные эмоции и ослабевает нервное напряжение, стимулирует их на достижения положительных результатов.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...