Статья "Коррекционная работа воспитателя логопедической группы"
статья по логопедии

Смирнова Татьяна Алексеевна

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в детском саду строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных задачах и методах коррекционной работы). 

К коррекционным задачам воспитателя логопедической группы относятся:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  2. Развитие правильного речевого дыхания.

  3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

  4. Развитие фонематических представлений.

  5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

  6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

  7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

  8. Формирование связной речи.

  9. Закрепление навыков чтения и письма.  

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

  1. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности.

  1. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

  1. Коррекционная работа также проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

  2. Индивидуальные,  подгрупповые и групповые занятия (коррекционный час). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.  

Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Примерная структура коррекционного часа:

  1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

  2. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).

  3. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

  4. Физкультминутка (2 мин.).

  5. Повторение лексико-грамматических    упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

  6. Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

  7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

 

В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по  возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения  словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы.

   Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

Библиографический список

  1. Алябьева Б.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Кн. 1. М.:ТЦ Сфера, 2006.

  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 2004.

  4. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-Пресс, 1999.

  5. Левченко А.Н. Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ // Логопед. 2005.  №6.

  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 1999.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп.

           

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в детском саду строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных задачах и методах коррекционной работы). 

К коррекционным задачам воспитателя логопедической группы относятся:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Развитие правильного речевого дыхания.
  3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  4. Развитие фонематических представлений.
  5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  8. Формирование связной речи.
  9. Закрепление навыков чтения и письма.  

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
  1. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности.
  1. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  1. Коррекционная работа также проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.
  2. Индивидуальные,  подгрупповые и групповые занятия (коррекционный час). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.  

Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Примерная структура коррекционного часа:

  1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
  2. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).
  3. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин.).
  5. Повторение лексико-грамматических    упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).
  6. Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).
  7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по  возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения  словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы.

   Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

Библиографический список

  1. Алябьева Б.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Кн. 1. М.:ТЦ Сфера, 2006.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 2004.
  4. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-Пресс, 1999.
  5. Левченко А.Н. Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ // Логопед. 2005.  №6.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Работа воспитателя логопедической группы.

О разграничении функции педагогов, работающих на логопедической группе....

Аспекты коррекционной работы воспитателя логопедической группы.

Цели,задачи,содержание дятельности воспитателя...