«Развиваем речь с помощью скороговорок».
материал по логопедии (подготовительная группа)

Тихонова Любовь Петровна

Речь. Эта тема очень важна для нас. Все родители хотят, чтобы его ребёнок говорил красиво,чисто, внятно. Но над этим нужно много работать и родителям, и педагогам. Подумав над этим, я решила взять тему для самообразования "Развитие связной речи старшего дошкольника".Ну,здесь все все методы хороши: и театральные представления, дидактические игры, пересказы, составление рассказов по картинам, мнемотаблицы, игры и упражнения, всего не перечесть. Занятия дают положительный результат. Мастер- классы для родителей так же способствуют освоению связной речи. Предлагаю вашему вниманию один из них.

- Так чем же полезны скороговорки?Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок - успешной личностью.

Скороговорки учат детей произносить фразы более медленно, не "съедать" окончания (у многих это болезнь, учат не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится в школе, улучшает способность детей концентрироваться и слушать. Это очень хорошая идея для семейного времяпровождения,и вы родители,и дети будут в восторге.

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. 

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века» 

Чем полезны скороговорки

Какую пользу несут скороговорки? Они:

· тренируют речевой аппарат,

· развивают фонематическую и артикуляционную память,

· обогащают словарный запас,

· ставят речевое дыхание,

· помогают сделать речь интонационно грамотной,

· подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

· Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.

· Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?

· Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.

· Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.

· Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.

· Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

Вам будет интересно также узнать:

Как подготовить ребёнка к школе

Как развить мелкую моторику у дошкольника

Что почитать о школьной жизни?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

· Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

· Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

· Хвалю халву.

· У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.

· Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

· Рододендроны из дендрария даны родителями.

· Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

· Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

· Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

· Около кола колокола, около ворот коловорот.

· Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

· На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

· На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

· Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

· «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

· Король-орёл.

· Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

· Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!

· Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

· Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

· Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

· Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

· Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!

· Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 

· Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!

· Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.

· Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

· Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь с помощью скороговорок.

Мастер-класс для родителей.Развитие речи детей с помощью скороговорок....

Мастер-класс"Развиваем речь с помощью скороговорок"

Мастер-класс для родителей для развития речи детей....

Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его болеесовершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой,понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главн...

«Развиваем речь с помощью скороговорок»

«Развиваем речь с помощью скороговорок»...

Консультация для родителей "Развиваем речь с помощью скороговорок"

В материале родители найдут ответы на вопросы: Что такое скороговорка? Чем полезны скороговорки? Как работать со скороговорками?....

Развиваем речь с помощью скороговорок

памятка по обучению детей скороговоркам...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Консультация "Развиваем речь с помощью скороговорок"...