«Развиваем речь с помощью скороговорок».
материал по логопедии (подготовительная группа)
Речь. Эта тема очень важна для нас. Все родители хотят, чтобы его ребёнок говорил красиво,чисто, внятно. Но над этим нужно много работать и родителям, и педагогам. Подумав над этим, я решила взять тему для самообразования "Развитие связной речи старшего дошкольника".Ну,здесь все все методы хороши: и театральные представления, дидактические игры, пересказы, составление рассказов по картинам, мнемотаблицы, игры и упражнения, всего не перечесть. Занятия дают положительный результат. Мастер- классы для родителей так же способствуют освоению связной речи. Предлагаю вашему вниманию один из них.
- Так чем же полезны скороговорки?Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок - успешной личностью.
Скороговорки учат детей произносить фразы более медленно, не "съедать" окончания (у многих это болезнь, учат не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится в школе, улучшает способность детей концентрироваться и слушать. Это очень хорошая идея для семейного времяпровождения,и вы родители,и дети будут в восторге.
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века»
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
· тренируют речевой аппарат,
· развивают фонематическую и артикуляционную память,
· обогащают словарный запас,
· ставят речевое дыхание,
· помогают сделать речь интонационно грамотной,
· подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
· Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
· Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
· Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
· Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
· Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
· Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Вам будет интересно также узнать:
Как подготовить ребёнка к школе
Как развить мелкую моторику у дошкольника
Что почитать о школьной жизни?
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
· От топота копыт пыль по полю летит.
· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
· Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
· Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
· Хвалю халву.
· У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
· Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
· Рододендроны из дендрария даны родителями.
· Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
· Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
· Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
· Около кола колокола, около ворот коловорот.
· Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
· На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
· На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
· Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
· «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
· Король-орёл.
· Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
· Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
· Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
· Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
· Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
· Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
· Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
· Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
· Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
· Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
· Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
· Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Мастер-класс для родителей.Развитие речи детей с помощью скороговорок....
Мастер-класс"Развиваем речь с помощью скороговорок"
Мастер-класс для родителей для развития речи детей....
Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок».
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его болеесовершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой,понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главн...
«Развиваем речь с помощью скороговорок»
«Развиваем речь с помощью скороговорок»...
Консультация для родителей "Развиваем речь с помощью скороговорок"
В материале родители найдут ответы на вопросы: Что такое скороговорка? Чем полезны скороговорки? Как работать со скороговорками?....
Развиваем речь с помощью скороговорок
памятка по обучению детей скороговоркам...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"
Консультация "Развиваем речь с помощью скороговорок"...