"Заикание у детей" Рекомендации для родителей.
статья по логопедии
Статья предназначена для логопедов, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._konsultatsiya_po_teme_-_zaikanie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заикание у детей»
Рекомендации для родителей.
Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных и речевых нарушений.
В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – нарушение плавности речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому. (Психологические причины, биологические причины, речевые нарушения).
Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, а может нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.
Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, но вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают его с временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь капризничают и больше заикаются, потом разгуливаются, настроение у них улучшается, запинки становятся реже; другие наоборот, с утра говорят хорошо, а к вечеру заикаются)
Есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. По-разному может ребенок говорить дома и в школе или в детском саду.
И, наконец, речь ребенка может ухудшаться или улучшаться без видимых причин. Это отмечает большинство родителей.
Волнообразность характерна для течения заикания.
Рекомендации при начальном заикании.
Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи.
Иногда благотворна полная смена обстановки: переезд на дачу, к бабушке, поездка на какое-то время в пансионат и т.п.
Если заикание возникло из-за ревности к младшим детям, постарайтесь относиться к старшему ребенку как к маленькому. Если он хочет, дайте ему давно забытые игрушки. Чаще берите его на руки, баюкайте словно малыша.
Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Не ходите в гости и не принимайте гостей у себя. Избегайте контактов с другими детьми на прогулке. Гуляйте в парке, скверах, подальше от детских площадок. Оставьте несколько игрушек, две-три знакомые книжки или пластинки, которые заведомо не действуют возбуждающе.
В новой книге лучше сначала рассмотреть с ребенком картинки, потом рассказать ее содержание. Речь взрослого при пересказе менее напряженная, чем чтение вслух, и такого рода занятия носят более дружественный характер. Можно придумывать и свои собственные истории. Что-то вроде сериала с продолжением. Это хорошо делать перед сном.
Вообще перед сном неплохо максимально ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия. Например, убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку и т.п. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.
Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор. И уж, конечно, не может быть и речи о том, чтобы проводить у телевизора часы. Но если малыш привык к каким-то детским передачам, и вы не можете отвлечь его, не ссорьтесь из-за этого.
Пусть смотрит. Только хорошо кому-нибудь из взрослых сидеть рядом с ребенком и объяснять то, что покажется ему непонятным и пугающим.
Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Требование говорить медленнее, создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим ребенка так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).
Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает моторику пальцев рук.
Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на крупных листах цветной бумаги. Так ребенок более полно отображает эмоциональное состояние.
Полезно петь, двигаться под музыку.
Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком. Дети часами готовы пускать в ванной кораблики, печь из песка куличика.
Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание (даже приятного события) создает напряжение. Жизнь должна быть рутинной: все идет своим чередом, нет никаких оснований для волнений.
Нужно как можно раньше показать ребенка врачу-невропатологу.
Заикающийся ребенок должен наблюдаться у невропатолога не только при начальном заикании и в период прохождения курса коррекции, но и длительный период после этого. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет).
Общие рекомендации.
Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными. Поощряйте это.
Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаете своим детям. Одна мама призналась, что в течение дня задала своему четырехлетнему сыну 132 вопроса.
Особенно нежелательны такие вопросы, которые вызывают у ребенка чувство стыда. И уж конечно, не устраивайте перекрестных допросов, когда несколько членов семьи пытаются выяснить, правду ли говорит малыш. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведет к запинкам.
Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у людей, которые не заикаются. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол, то есть говорит какое-то лишнее слово (« а», «ну», «вот», «значит»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности.
Маленькие дети, особенно с ослабленной нервной системой, часто испытывают страхи. Неразумно заставлять малыша пересиливать их и ругать за то, что он боится темноты, Бабы-яги или еще кого-нибудь.
Мама должна показать, что она знает о том, что его тревожит, понимает, что это может быть страшно, и постарается успокоить тем, что она рядом и от всего защитит. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает.
Целесообразно придумывать маленькие спектакли, в которых ребенок играет роль самостоятельного, большого, храброго человека. Можно использовать маски различных зверей, которых боятся дети, Бабы-Яги. Такие спектакли называются игротерапией.
Подумайте, как организовать жизнь ребенка, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся научить малыша говорить медленнее, но разве это возможно, когда взрослые все время торопят: «Быстрее, быстрее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите ребенка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте его жизнь еще более напряженной.
Пусть вас не раздражает, когда ребенок что-то крутит в руках, - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей.
Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он освоит правила хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребенок с легкостью говорит «пока» вместо «до свидания», в этом нет ничего страшного. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать этикету.
Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем. Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи при посторонних, пока он сам этого не захочет.
Достаточно часто в семьях заикающихся детей встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. На детей оказывается большое давление, родители хотят, чтобы они соответствовали некоему высокому стандарту, из-за чего создается нестабильная конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо владеть речью, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои ошибки.
Хорошо бы дать малышу понять, что в признании собственных ошибок нет ничего страшного. Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все напутала!», «Ну я и растяпа»,
«Вечно я сделаю что-нибудь не так» и т.п. И ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, когда не сможет без запинок выразить свою мысль.
Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров, как это можно сделать.
Постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?», заменив окрик: «Надень сейчас же туфли!»
«Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься». – Это звучит лучше, чем: «Сейчас же иди спать!»
«Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь» - скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием: «Дай мне немедленно эту вещь!»
Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой я», но
не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»
Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не одергивайте его: «Не смей трогать собаку!»
Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты закончишь это сегодня», но никак не
«Кончай возиться с конструктором!»
«Твоя очередь через минуту, а сейчас дай сестренке поиграть!». Вместо: «Не вырывай у сестры!»
Несколько лукавое: «Давай посчитаем, сколько ложек ты можешь съесть!» лучше, чем:
«Ешь быстрее!»
С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.
Вот несколько способов выразить одобрение:
О волнообразном течении заикания забывать нельзя. В моменты ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. Используйте сопряженную и отраженную речь.
В периоды улучшения нужно читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
Школа – серьезное жизненное испытание как для детей, так и для родителей. Далеко не все легко справляются с ним. Понятно, что для детей с уязвимой психикой школьная ситуация окажется особенно трудной. Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе. Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. Следует заранее сообщить о речевых трудностях ребенка. Расскажите, что логопед не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать, даже если он знает материал урока.
Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам бы хотелось.
Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему. Заикающиеся дети, так же, как и их родители обычно предъявляют к себе завышенные требования. Не чувствуя себя достаточно уверенно, они отказываются от устного ответа. Проследите за подготовкой к устному ответу.
При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.
Конечно, самые прекрасные советы не должны подменять здравый смысл. И не бойтесь доверять своему материнскому инстинкту.
Консультация подготовлена по книге
Т.С.Резниченко «Чтобы ребенок не заикался»
Москва «ГНОМ и Д»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лишние киллограммы у детей" рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, чьи дети страдают лишним весом. Также этот материал можно использовать как буклет или бращюру....
Прочитайте детям! - рекомендации для родителей
Познавательный материал про колокольчик. АНГЛИЙСКАЯ СКАЗКАВ давние времена жила маленькая девушка-эльф, которую звали Незабудкой. Она была очень красива и романтична. Услышала она однажды кр...
Агрессивное поведение у детей (рекомендации для родителей)
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки...
Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей
Родителям необходимо знать, как проводить профилактику стресса у детей. И для этого важно соблюдать общие рекомендации...
Лишние килограммы у детей (рекомендации для родителей)
Лишние килограммы у детей(рекомендации для родителей) Проблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением числа детей...
Лишние килограммы у детей (рекомендации для родителей)
ПробПроблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением числа детей с этой патологией, а с другой - недостаточно сер...
Профилактика заикания у детей (памятка для родителей)
Для предупреждения появления заикания у детей необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка, поэтому родителям необходимо соблюдать следующие условия........