Артикуляционная гимнастика
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Безносикова Анастасия Михайловна

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексы упражнений на разные группы звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx253.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Мы правильно произносим различные звуки, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

  1. Артикуляционная гимнастика -  комплекс упражнений, направленный специально на развитие мышц языка, губ, мягкого неба, мимических мышц.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 

Рекомендации

по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Взрослый показывает выполнение упражнения.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения

свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)  

(подходит для детей всех возрастных групп)

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Бублик» (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик – Бублик» http://internat-11.ru/DS_ulybka/blin1.jpg

Чередование положений губ.

«Месим тесто» 

1. Немного приоткрыть рот

2. Спокойно положить язык на нижнюю губу  

3. Пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

4. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от 1 до 5(10).

«Блинчик» (лопаточка)

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
  3.  Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5(10).

«Остудим блинчик»

  1. Улыбнуться
  2. Сделав блинчик, подуть
  3. Произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот
  3. Двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо
  4. Нижняя челюсть не двигается

«Горка»

  1. Рот приоткрыть
  2. Кончик языка упереть в нижние зубки
  3. Спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам
  4. Удержать 15 секунд.

«Желобок»

  1. Высунуть широкий язык из полости рта 
  2. Боковые края языка загнуть вверх 
  3. Плавно подуть на кончик языка
  4.  Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7с

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения

шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

(подходит для детей старшей, подготовительной группы)

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сомкнуты, либо сближены

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

- звук «Ш» произносится без голоса - глухой

- звук «Ж» произносится с  голосом - звонкий

«Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Трубочка» (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик – Трубочка»

Чередование положений губ.

«Месим тесто»

1. Немного приоткрыть рот,

2. Спокойно положить язык на нижнюю губу  

3. Пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

4. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от 1 до 5(10).

 «Блинчик» (лопаточка)

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
  3.  Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5(10).

 «Вкусное варенье»http://internat-11.ru/DS_ulybka/varenye.jpg

  1. Слегка приоткрыть рот  
  2. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 «Грибок»

  1. Улыбнуться, показать зубы
  2. Приоткрыть рот  
  3. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

 «Гармошка»

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот
  2. Приклеить язык к небу»грибочек»,
  3. Не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).
  4. Губы находятся в положении улыбки.
  5. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

 «Фокус»

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок
  3.  Сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. http://internat-11.ru/DS_ulybka/chaschka.jpg

 «Чашечка»

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот 
  3. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5(10)

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения

сонорных звуков (л, ль)

(подходит для детей подготовительной группы)

(Можно и для старшей группы у кого отсутствуют только эти звуки)

Правильная артикуляция звука «Л»:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

- воздушная струя умеренная и теплая

- звук «Л» звонкий

Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Бублик» (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик – Бублик»

Чередование положений губ.

«Месим тесто» 

1. Немного приоткрыть рот

2. Спокойно положить язык на нижнюю губу  

3. Пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

4. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от 1 до 5(10).

«Блинчик» (лопаточка)

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
  3.  Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5(10).

«Иголочка»

  1. Рот открыть
  2. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким.
  3. Удерживать в таком положении 15 секунд
  4. Убрать за нижние зубы, рот не закрывать
  5.  Повторить 5 – 10 раз.

 «Вкусное варенье»

  1. Слегка приоткрыть рот  
  2. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.http://internat-11.ru/DS_ulybka/indyuk.jpg

 «Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

  1. Рот открыть, зубы видны.
  2. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот
  3.  Кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам.
  4.  Челюсть не двигать

«Пароход гудит»

  1. Улыбнуться
  2.  Прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения

сонорных звуков (р, рь)

(подходит для детей подготовительной группы)

(Можно и для старшей группы у кого отсутствуют только эти звуки)

Правильная артикуляция звука «Р»:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол

- воздушная струя сильная

- звук «Р» произносится с голосом – звонкий

Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Бублик» (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик – Бублик»

Чередование положений губ.

«Месим тесто» 

1. Немного приоткрыть рот

2. Спокойно положить язык на нижнюю губу  

3. Пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

4. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от 1 до 5(10).

«Блинчик» (лопаточка)

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
  3.  Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5(10).

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

  1. Рот открыть, зубы видны.
  2. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

  1. Улыбнуться
  2. Приоткрыть рот
  3.  Кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам.
  4.  Челюсть не двигать

«Грибок» http://internat-11.ru/DS_ulybka/grib.jpg

  1. Улыбнуться, показать зубы
  2. Приоткрыть рот  
  3. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

 «Гармошка»

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот
  2. Приклеить язык к небу»грибочек»,
  3. Не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).
  4. Губы находятся в положении улыбки.

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Лошадка»http://internat-11.ru/DS_ulybka/loschadka.jpg

  1. Улыбнуться
  2.  Показать зубы
  3.  Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
  4.  Повторить упражнение 5 – 10 раз, сначала в медленном темпе
  5. Губы улыбаются.

«Дятел – барабанщик»

  1. Улыбнуться
  2. Стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д»
  3. Рот раскрыт
  4.  Нижняя челюсть неподвижна
  5.  Повторить упражнение 5 – 10 раз.

2) Вызывание и уточнение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.Цель: уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.

  • Воспитатель подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например, на звук [з]  картинку с изображением комара (он звенит, напоминая звук [з]); на звук [с]  изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит,напоминая звук[с]) и т.д.

 Картинки-символы можно посмотреть в пособии Кочугова Н.П. Звуки и буквы. 

  • Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, он просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук.

  Пример1: При уточнении звука [с] вспоминают, как свистит шарик, чайник, свистулька, насос, свисток и т. п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.

Пример 2:

Игра:  «Накачаем шины» уточнение произношения звука [с] Дети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины. Воспитатель знает, что при правильном произношении звука [с] губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого нет ветерка. «Посмотри, какой у меня сильный ветерок»,  говорит воспитатель, подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту и произносит звук [с], давая возможность почувствовать струю воздуха. Потом тоже предлагает проделать ему самому. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т. д.

Игра «Воздушные шары» Выбирается водящий ребенок-покупатель, который приходит в магазин, где продаются воздушные шары. (диалог продавца и покупателя) Все остальные дети – воздушные шарики, которые надо надуть. «шары» надуваются, например  со звуком [с] и принимают придуманную форму (котенок, зайчик, облако и т.п.). Водящий «покупает» понравившийся шар.  

  1. Косинова Е. От звука к слову. Логопедический практикум / Е. Косинова. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 120 с.
  2. Картинки-символы можно посмотреть в пособии Кочугова Н.П. Звуки и буквы. 
  3. Селиверстов В.И. Картотека Игры в логопедической работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...