Влияние чтения художественной литературы на формирование связной речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста является одним из самых важных элементов развития речи
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
В рассказах дети познают лаконичность и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно
сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано
на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты
(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот
перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,
ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,
и подбери необходимые картинки».
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно
сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано
на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты
(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот
перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,
ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,
и подбери необходимые картинки».
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно
сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано
на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты
(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот
перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,
ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,
и подбери необходимые картинки».
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно
сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано
на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты
(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот
перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,
ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,
и подбери необходимые картинки».
Таким образом, очень важно включать родителей в работу по развитию речи детей посредством чтения художественной литературы. Например, в процессе игры с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть вместе с ребенком целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты, овощи?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить ребенку: Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, тебе нужно сложить из нее целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки.
Рекомендации для родителей:
- Чаще и больше разговаривайте с ребенком;
- чаще обращайтесь к ребенку с вопросами;
- систематически играйте с ребенком в слова: «Кто больше знает слов», «Скажи какой», «Придумай слово»;
- не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки;
- стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных произведений, рассказов;
- Играйте в игру «Переделай сказку»;
- Играйте в «Слова»;
- Играйте в игру «Придумай другое продолжение сказки»;
- Составляйте предложения словосочетания с заданными словами;
- Составляйте слова по серии сюжетных картинок.
Художественная литература является универсальным средством развития ребенка.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
В заключение, хотелось бы отметить, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.