Влияние чтения художественной литературы на формирование связной речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Байдина  Юлия  Эдуардовна

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста является одним из самых важных элементов развития речи

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. hello_html_m1d646430.png

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

В рассказах дети познают лаконичность  и  точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. 

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно

сначала  рассмотреть  целые  картинки-образцы  и  спросить:  «Что  нарисовано

на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты

(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот

перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,

ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,

и подбери необходимые картинки».

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно

сначала  рассмотреть  целые  картинки-образцы  и  спросить:  «Что  нарисовано

на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты

(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот

перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,

ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,

и подбери необходимые картинки».

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно

сначала  рассмотреть  целые  картинки-образцы  и  спросить:  «Что  нарисовано

на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты

(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот

перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,

ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,

и подбери необходимые картинки».

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно

сначала  рассмотреть  целые  картинки-образцы  и  спросить:  «Что  нарисовано

на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты

(овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот

перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта,

ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья,

и подбери необходимые картинки».

Таким  образом,  очень важно  включать  родителей  в работу  по развитию  речи  детей  посредством  чтения  художественной  литературы. Например, в процессе игры  с разрезными картинками  целесообразно  сначала  рассмотреть  вместе  с ребенком  целые  картинки-образцы  и спросить: «Что  нарисовано  на картинке?», «Как  можно  назвать  их  одним  словом?», «Где растут  фрукты, овощи?», «Что  можно  сделать  из  фруктов?». После  беседы  объяснить  ребенку: Вот  перед  тобой  маленькие  картинки, на каждой  нарисована  только  часть  фрукта, тебе  нужно  сложить  из  нее целую  картинку. Вспомни, какого  цвета  сливы,  какие  у  нее листья, и  подбери  необходимые  картинки.

Рекомендации  для  родителей:

  1. Чаще  и больше  разговаривайте  с ребенком;
  2. чаще обращайтесь  к  ребенку  с вопросами;
  3. систематически  играйте  с ребенком  в слова: «Кто  больше  знает  слов»,  «Скажи  какой», «Придумай  слово»;
  4. не  забывайте  дословно  употреблять  пословицы, загадывать  загадки;
  5. стимулируйте  ребенка  вспоминать  отдельные  строки  отдельных  произведений,  рассказов;
  6. Играйте  в  игру  «Переделай сказку»;
  7. Играйте  в  «Слова»;
  8. Играйте  в  игру  «Придумай  другое  продолжение  сказки»;
  9. Составляйте  предложения  словосочетания  с заданными  словами;
  10. Составляйте  слова  по  серии  сюжетных  картинок.  

Художественная  литература является универсальным средством развития ребенка.hello_html_26a36be2.png

 Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

   Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

  В заключение, хотелось бы отметить, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.