Возрастные нормы речевого развития детей
консультация по логопедии

Байдина  Юлия  Эдуардовна
Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 4 года, 5-6 лет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_normy_rechevogo_razvitiya_detey.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Консультация для родителей
  2. Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 4 года, 5-6 лет?

Четвертый год жизни

Отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делает умозаключения.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.

        Родителям необходимо обращать речевое внимание ребенка (лучше всего в игре)     на:  числительные (сколько? один, два .. .)

  • прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой)
  • притяжательные местоимения (твой, мой)
  • притяжательные прилагательные (папин стул)
  • собирательные существительные (одежда, обувь ... )

        В этом возрасте инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Необходимо:

  • учить стихотворения.
  • с помощью взрослых пересказывать содержание небольшой знакомой сказки.
  • повторять чистоговорки.
  • знакомить и заучивать с детьми загадки.
  • показывать ребенку разнообразные рисунки, картинки
  • развивать голосовой аппарат, упражнять ребенка в произнесении фраз тихо. громко, быстро, медленно, выразительно.

        К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей - звуки ], [р].

В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

На пятом году жизни 

        У ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

        Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. При совместной игре, при занятиях с ребенком родитель должен обращать внимание на:

  • кроме основных цветов, ребенок должен знать дополнительные
  •  притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка)
  • сложные предлоги (из-под, около).

        Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

  • неправильно изменяют глаголы хочут» - хотят) - допускают нарушения в структуре предложений.

        В этом возрасте и родители должны воспользоваться этим, дети обращают внимание на звуковое оформление слов, могут указать на наличие знакомого звука в словах

  • произнести звук (с) в начале (с-с-самолет), в середине (гу-с-с-си), в конце (автобус-се) слова.
  • играть с ребенком в «рифму»

        Прочитайте стихотворение так, чтобы ребенок мог закончить фразы:

Иго-го-го' - поет лошадка.

Спи, мышонок, сладко ... (сладко)

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит ... (слон).

  • подбирать слова на заданный звук 

«А ты знаешь предметы на звук (ч)?»

  • читать ребенку больше небылицы, путаницы (это развивает слуховое внимание)

        К 5 годам у детей значительно улучшаются звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков, слогов. Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р], отчетливо произносят многосложные слова. Точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют ударения.

На шестом году жизни 

        Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны  

правильно произносить все звуки родного языка.

        Однако у некоторых детей в этом возрасте нарушено произношение шипящих, звуков [л], [р] У одних могут быть задержки в усвоении, у других - неправильное их формирование: [р] - горловое, одноударное; [ш], [ж] - боковые; [с], [з] - межзубные. Игры и упражнения для детей шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова.

        Можно показать ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их 'названии был нарушенный звук. Взрослый должен так произносить слова, чтобы ясно слышался этот звук (например: [с]: с-с-стакан, лис-с-са.)

Ребенок в этом возрасте должен уметь слушать и слышать читаемый текст, и отвечать на вопросы взрослого: «Какие игрушки были у Светы со звуком [с]? Какие игрушки могли быть со звуком [с]? Какие игрушки были у Зины со звуком [з]? Какие игрушки могли быть со звуком {з]?».

 

        Взрослый должен следить, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки.

        Важно развивать у детей умение внимательно слушать речь окружающих. "Это правда или нет?", "Нелепицы".

        Повторяйте с ребенком скороговорки на заданный звук.

С ребенком шестого года необходимо учить поговорки и пословицы, объясняя их значение - «У страха глаза велики», «Лето собирает, а зима поедает», «Все за одного, один за всех».         Одновременно следите за правильным произношением  звуков.         Чистоговорки в этом возрасте должны усложняться, произносить их необходимо сначала с умеренной громкостью, затем шепотом.

Возрастные нормы появления звуков

Особенности развития речи детей.

    Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием вашего малыша, Вам необходимо знать этапы развития речи ребенка.

 

Этапы развития речи ребенка:

 

1-2 месяца. Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале  появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".
 

2 месяца. Гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "хо". 

 

3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th". 

 

4 месяца. Протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы". 

 

5 – 6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги : ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

 

7-8 месяцев. Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

 

9-10 месяцев. Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба". К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г". К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. 

 

1—2 года. Малыши  начинают четко  произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком ". Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 -  400 слов. 

 

3 года.  Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?"). Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

 

4 года. Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?"). Все звуки речи произносятся правильно кроме"ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ", могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".  У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи. 

 

5 лет. В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов. У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л". Почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

 

6 лет. Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. 

 

7 – 17 лет.  Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.         

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - это важно знать!

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. 
    Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка. 
Период  младенчества.
    Уже 
с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих. 
В норме у ребенка в 
2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма". 
К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.… 

Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:
- Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление
- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих
- Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий
- Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. 
    У большинства детей к празднованию 
второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.
    
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. 
Основания для беспокойства: 
- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) 
- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. 
- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я". 
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период 
от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:
•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
•    Неправильное грамматическое оформления высказывания.
•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Уважаемые родители!

В данной статье представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.   
НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ!


Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

  1. Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет

Возраст

 Показатели речевого развития

 1 мес.

Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание

 2 мес.

Гуление – произношение гласных звуков.

 3 мес.

Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого.

 4 мес.

Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными. Появляется первый смех.

 5 мес.

Реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

 6 мес.

Появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

 7 мес.

Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

 8 мес.

Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

 9 мес.

Подражая, способен произносить цепочки повторяющихся слогов. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки».

 10 мес.

Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова -  это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

 11 мес.

Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова -  это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

 12 мес.

Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи.

 1г 3 мес.

Минимальный активный словарный запас - 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

 1,5 года

В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов.
Показывает, если попросить, одну из частей тела.

 2 года

Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?».
В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов.  Появляется местоимение «я». Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

 2 года 1 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

 2 года 6 мес.

Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.

 2 года 9 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) . Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

 3 года

Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, возраст.

 3 года 9 мес.

Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи
Побуждает взрослых играть в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия

 4 года

Словарный запас достигает 2000-3000 слов. Появляются наречия, обозначающие временные и пространственные признаки. Придумывает новые слова (словотворчество). Основные части речи изменяет правильно. У большинства детей звукопроизношение нормализуется, у некоторых наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие произношения звука «Р». Речь не до конца связная, возможен пересказ знакомой сказки, пересказ событий из собственной жизни еще бывает не последователен. Непроизвольное запоминание стихотворений, иногда длинных, и большого их количества.

 4 г 6 мес.

Определяет наличие заданного звука в слове.

 4 г 9 мес.

Может подбирать к словам антонимы
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

 5 лет

Словарный запас значительно обогащен. Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Умеет изменять громкость голоса, интонации.

 6-7 лет

Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.