Конспект занятия на логопункте в старшей группе теме «Дом и его части»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового занятия на логопункте в старшей группе по теме "Дом и его части"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dom_i_ego_chasti.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
на логопункте в старшей группе
по лексической теме «Дом и его части»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».
Задачи:
- закрепить названия частей дома,
- учить детей образовывать относительные и сложные прилагательные от существительных;
- учить детей образовывать существительные множественного числа;
- расширять и активизировать словарь по теме
- развивать общую и тонкую моторику, ориентацию в пространстве.
- стимулировать интерес к логопедическим занятиям, формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: сюжетные картины с изображением домов, частей квартиры, кукла ( мальчик Петя), счетные палочки, картинка с домиком из счетных палочек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.
II. Основная часть
1. Введение в тему.
Логопед: Ребята, к нас в гости пришел Петя и принес с собой загадки. Давайте с вами их отгадаем.
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный!
Ответ: Дом
Шляпа металлическая,
Глаза стеклянные,
Сам кирпичный,
Для семьи он главный!
Ответ: Дом
Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей). Правильно - о доме и о домах.
2. Знакомство детей с историей появления у человека жилища.
В древние времена человек не умел строить дома и жил в пещере. Но жить в пещере было очень неуютно. Дверей в ней не было, и поэтому вход приходилось охранять от непрошенных гостей. И человек стал задумываться, а не построить ли ему самому жилище.
В краях, богатых лесом, люди издавна строи ли себе дома из дерева. Деревянный дом теплый и удобный, в нем хорошо дышится. Потом человек научился строить дома из камня. Постройки из камня долговечны. Современные же дома строят из кирпича, железобетона, стекла и металла.
Ребята, чтобы построить дом сначала надо решить, какой это будет дом: из какого материала, сколько этажей. Потом надо позвать разных рабочих, которые помогут построить дом.
В самом начале необходимо выкопать котлован. Здесь на помощь зовут экскаватор. Кто им будет управлять ? (Экскаваторщик)
После этого надо залить фундамент, на котором впоследствие возведут стены. Здесь нам понадобятся люди, которые управляют подъёмным краном. Как их называют? (Крановщики). А также помогут строители ( либо каменщики), которые возведут стены. Стены есть, что дальше?
Дети: Нужно построить крышу.
Логопед: Правильно. Здесь нам поможет кровельщик.( Раньше крыша называлась кровлей). Чего ещё не хватает?
Дети: Не хватает окон .(Окно – это око (глаз) дома).
Логопед: А как мы войдём в дом?
Дети: Не хватает дверей.
Логопед: Вот так постепенно и возводится дом.
3. Образование относительных прилагательных. Игра «Какой дом».
Логопед: Давайте с вами поиграем. Я буду называть материал, а вы мне отвечать, какой получится дом из этого материала.
- Если дом из песка, то он …(песочный).
- Если построен из кирпича? Кирпичный.
- Если дом построен из панелей? Панельный.
- Если дом построен из блоков? Блочный
- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла? Стеклянный
- Если дом построен из дерева? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из глины? Глиняный
- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
- Если дом сделан из бумаги? Бумажный
- Если дом сделан из картона? Картонный
- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый
- Если дом сделан из пряников? Пряничный
- Если дом сделан изо льда? Ледяной
- Если дом сделан из снега? Снежный
Часть ответов сопровождается картинками
Логопед: А сейчас мы Пете покажем нашу небольшую зарядку.
4. Физкульминутка
Стоит в лесу избушка | Руки смыкаются домиком |
А в ней живет Петрушка | Руки к носу, пальцы в сторону |
К нему идут зверушки | Шаги на месте |
Попрыгать – поиграть | Прыжки |
Олени | Изобразить рога |
Носороги | Кулачки к носу |
Медведи из берлоги | Изобразить переваливаясь медведя |
Приходят друг за другом | Шаги на месте |
Попрыгать - поиграть | Прыжки |
Логопед : Ребята, Петя еще хочет нам позагадывать загадки.
5. Образование сложных прилагательных.
Логопед показывает дома на картинках и задает вопросы.
— Дома по высоте бывают разные:
Если в доме много этажей - он... (Многоэтажный.)
Если у дома 1 этаж, то мы его назовем — одноэтажный.
Если 2 этажа, (как мы его назовем? ) то мы его назовем двухэтажный.
Если 3 этажа…
Если 4 этажа…
Если 5 этажей…
Если 9 этажей…
Если 10 этажей…
Если в доме многоэтажей, то мы его назовем многоэтажный
Еще бывают высокие-высокие дома, которые называются небоскребы. (Объяснить название дома ( скребут небо) и показать картинку)
Также дома отличаются по количеству подъездов.
Если в доме один подъезд - он... (Одноподъездный.)
Если в доме два подъезда – он …(Двухподъездный)
Если в доме три подъезда – он …
Если этом доме много подъездов - он... (Многоподъездный.)
Если в доме много квартир - он... (Многоквартирный.)
Ребята, и квартиры тоже бывают разные.
Если в квартире одна комната, то это однокомнатная квартира
Если в квартире две комнаты
Если в квартире три комнаты –
Если в квартире четыре комнаты –
6. Пополнение глагольного словаря по теме.
Логопед:Ребята , давайте с вами заглянем в один дом, а вернее в одину из квартир. Наш гость Петя ещё маленький и не знает, как называются комнаты в квартире. Давайте ему подскажем.
Открываются двери, и мы заходим куда?.. (В прихожую.)
В прихожей (что делают?) - одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей).
А в других комнатах?
В ванной комнате (что делают?) - умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.
В кухне (что делают?) - готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.
В столовой (что делают?) - завтракают, обедают, ужинают.
В гостиной (что делают?) - смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.
В спальне (что делают?) - спят, отдыхают.
В детской (что делают?) - играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.
Молодцы. Давайте с вами немного разомнем руки, так как вскоре нам предстоит стать строителями.
7. Пальчиковая гимнастика
Я хочу построить дом, | (Руки сложить домиком, и поднять над головой |
Чтоб окошко было в нём, | Пальчики обеих рук соединить в кружочек) |
Чтоб у дома дверь была, | (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) |
Рядом чтоб сосна росла. | Машем руками как веточками |
Чтоб вокруг забор стоял, | Руки перед собой соединили кольцом |
Пёс ворота охранял, | Руки сложили ладонью, большой палец вверх, мизинец отставляем (как будто собачка лает) |
Чтоб на травке жил жучок бегал быстрый паучок | Сначала по одной ладошке бежит жучок Потом по другой – паучок |
Солнце было, дождик шёл, | (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) |
Чтоб тюльпан в саду расцвел! | Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") |
Чтоб флажок на доме был | Правая рука –флагшток, левая приставляется как флаг |
А за домом ежик жил | Соединить пальцы ёжиком |
8. Работа со счетными палочками.
Логопед:А сейчас мы с вами на некоторое время станем строителями и постоим дома из счетных палочек.
Дети выкладывают на столах из счетных палочек дом, ориентируясь на схему на картинке (квадрат и треугольник = стены и крыша). Напоминаем детям, что сначала возводят стены, а потом крышу.
Логопед: Молодцы ребята. Мы с Петей посмотрели: хорошие дома у вас получились !
9. Учим образовывать существительные множественного числа. Игра «Один-много». Игра проводится с мячом.
Логопед: Давайте встанем в круг и поиграем в игру . Я называю предмет , когда он один, а вы ответ, когда этих предметов много.
1. Дом- дома
2. Дверь – двери
3. Подъезд – подъезды
4. Ступенька- ступеньки
5. Этаж - этажи
6. Квартира – квартиры
7. Крыша- крыши
8. Труба – трубы
9. Стена – стены
10 Кухня- кухни
11. Спальня – спальни
12. Окно – окна
13. Ключ – ключи
14. Замок – замки
15. Строитель- строители
Дети садятся на места.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, скажите, понравилось вам наше занятие?
Что нового сегодня для себя узнали? А какие слова вам запомнились?
Подготовила учитель-логопед
Мощенко Юлия Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.
Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....
Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.
Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».
Тема: «Человек и части его тела». Цели: - уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; - закрепить признаки сходства и различи...
Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста "Деревья" (2 части)
Данная презентация создана на основе методического пособия «Деревья. Какие они?» /Т.А.Шорыгина/, состоит из 2 частей. Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и об...
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)
В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»
Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...
Конспект занятия Познавательное развитие (ФЦКМ)В старшей группеТема:"Количественный состав до 5 ".
Ознакомление количественного состава чисел до пяти и закрепление формы предметов....