буклет "Логоритмика"
учебно-методическое пособие по логопедии

Семерьянова Анастасия Сергеевна

Буклет был создан для педагогов ДОО в рамках проведения совместного Мастер-класса с педагогом по физической культуре «Логоритмика на занятиях физической культурой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл буклет "Логоритмика"452.3 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика

Буклет для педагогов ДОО

Подготовили:

 учитель-логопед Семерьянова А.С.

инструктор по ФИЗО  Благонравова А.В.


Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением.

Цель логоритмики для детей– стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Через логоритмику мы решаем следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие пространственной организации движений
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений
  • Воспитание выразительности и грации движений
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания
  • Развитие певческого диапазона голоса
  • Развитие чувства ритма
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями
  • Воспитание умения перевоплощаться
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения

Логоритмика включает в себя следующие элементы:

  • логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц,  органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрасту детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки;

Использование логоритмики в жизнедеятельности

в детском саду:

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Многолетняя работа специалистов по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста,

что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

https://static.smartafisha.ru/photo/training/19/21/192184/photo_1563018_56d31638e0fc5.jpg


Пальчиковые игры

«ГРИБЫ»

Топ- топ — пять шагов,

Дети «шагают» пальчиками

В кузовочке пять грибов.

Показали 5 пальцев пр.руки

Мухомор красный — гриб опасный.

А второй — лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб — белый, ешь его смело!

Загибают пальцы на одной руке

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу

Дети загибают пальцы на обеих руках

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Удары ладонями и кулачками поочередно

Музыкально-ритмичные упражнения

Часы Тик - так, тик – так.

Все часы идут вот так: Тик -так.

Налево - раз, направо -раз,

Мы тоже можем так,

Тик -так, тик -так.

Наклоны туловища вправо -влево по тексту

Самолеты.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели,

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны, присели, обхватили колени, руки в стороны «полетели» делаем ритмичные наклоны вправо- влево

Солдатик.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними,

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Руки на поясе, постоять на правой, затем на левой ноге. Поднять прямую ногу перед собой, руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево


Чистоговорки и скороговорки для развития фонационного выдоха 

(проговариваются на одном выдохе):

  • Кукушка купила ушат, решила купать кукушат.
  • У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки.
  • Маша под душем моет шею и уши.
  • Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
  • Ехал Грека через реку,
    Видит Грека — в реке рак,
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку цап.
  • Са-са-са - на траве лежит роса.
  • Су-су-су - в лесу увидели лису.
  • Си-си-си - в пруду живут караси.
  • Ся-ся-ся- мы поймали карася.
  • Це-це-це- сидит кошка на крыльце.
  • Ца-ца-ца - не надо ссорится.
  • Цы-цы-цы-убежали? Молодцы.