буклет "Логоритмика"
учебно-методическое пособие по логопедии
Буклет был создан для педагогов ДОО в рамках проведения совместного Мастер-класса с педагогом по физической культуре «Логоритмика на занятиях физической культурой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет "Логоритмика" | 452.3 КБ |
Предварительный просмотр:
| ||||
Буклет для педагогов ДОО Подготовили: учитель-логопед Семерьянова А.С. инструктор по ФИЗО Благонравова А.В. |
Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением.
Цель логоритмики для детей– стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.
Через логоритмику мы решаем следующие задачи:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
- Развитие фонематического слуха
- Развитие пространственной организации движений
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
- Формирование и развитие кинестетических ощущений
- Воспитание выразительности и грации движений
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
- Развитие физиологического и фонационного дыхания
- Развитие певческого диапазона голоса
- Развитие чувства ритма
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями
- Воспитание умения перевоплощаться
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
Логоритмика включает в себя следующие элементы:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрасту детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки;
Использование логоритмики в жизнедеятельности
в детском саду:
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Многолетняя работа специалистов по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе. |
Пальчиковые игры
«ГРИБЫ»
Топ- топ — пять шагов, | Дети «шагают» пальчиками |
В кузовочке пять грибов. | Показали 5 пальцев пр.руки |
Мухомор красный — гриб опасный. А второй — лисичка, рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб — белый, ешь его смело! | Загибают пальцы на одной руке |
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу | Дети загибают пальцы на обеих руках |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Удары ладонями и кулачками поочередно |
Музыкально-ритмичные упражнения
Часы Тик - так, тик – так.
Все часы идут вот так: Тик -так. Налево - раз, направо -раз, Мы тоже можем так, Тик -так, тик -так. | Наклоны туловища вправо -влево по тексту |
Самолеты.
Самолеты загудели, Самолеты полетели, На полянку тихо сели, Да и снова полетели. | Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны, присели, обхватили колени, руки в стороны «полетели» делаем ритмичные наклоны вправо- влево |
Солдатик.
На одной ноге постой-ка, Если ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними, Да гляди не упади. А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый. | Руки на поясе, постоять на правой, затем на левой ноге. Поднять прямую ногу перед собой, руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево |
Чистоговорки и скороговорки для развития фонационного выдоха
(проговариваются на одном выдохе):
- Кукушка купила ушат, решила купать кукушат.
- У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки.
- Маша под душем моет шею и уши.
- Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап. - Са-са-са - на траве лежит роса.
- Су-су-су - в лесу увидели лису.
- Си-си-си - в пруду живут караси.
- Ся-ся-ся- мы поймали карася.
- Це-це-це- сидит кошка на крыльце.
- Ца-ца-ца - не надо ссорится.
- Цы-цы-цы-убежали? Молодцы.