КОНСПЕКТ "Постановка звука "С".
план-конспект занятия по логопедии

Тополевская Светлана Петровна

Постановка звука «С».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_postanovka_s.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по теме: «Постановка звука «С».

Автор : учитель-логопед: Тополевская Светлана Петровна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Ачинска

Цель: постановка звука «С».    

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • развивать внимание;                    
  • корригировать и развивать личные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
  • соблюдать правильную посадку ребёнка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: книжка-раскладушка с символами для артикуляционной гимнастики, стеклянный пузырёк с изображением паровозика h=7см, d=1-1,5 см, макет футбольных ворот, вата, логопедический зонд для постановки звука «С», предметная картинка с изображением суслика, профиль артикуляции звука «С».

                                                                                                             

Ход занятия

                                                         

Этапы и виды работы

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Оргмомент.

Традицион-ный.

Организовать ребёнка. Настроить ребёнка на занятие.  Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Гимнастика артикуляционного аппарата.

А) «Лягушонок»

Свои губы, прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

Б) «Слоненок»

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Поочерёдное выполнение упражнений «Лягушонок» -«Слонёнок» под счёт: раз-два .

А теперь выполняй языком такие движения:

В) «Лопаточка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Г) «Дразнилка»

Если лопаточка из языка у тебя сразу не получается, выполни такое упражнение.  Для этого тебе придется  подразниться, вот так:

На губу язык клади,  «Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счет её держи…

До пяти….

До десяти….

Д) Положить язык «лопаточкой» на нижнюю губу и сдуть ватку с языка,  не надувая щёки.

Е) А теперь давай поиграем в паровозик.

Паровозик, подъезжая к станции, сообщает о себе гудком -свистит.

Кончик языка слегка высунь так, чтобы он касался только края горлышка пузырька.

Выдыхай воздух плавно в пузырёк.

Ё) Отгадай загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

Мясо, и хлеб-всю добычу мою-

С радостью белым зверям отдаю.

Это губы и зубы. Зубы надо беречь. А для этого их надо чистить каждый день зубной щеткой. Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и  своим языком. Это движение нужно повторять старательно, каждый день, тогда язычок станет послушным, и ты  будешь правильно произносить звуки.

Чищу зубы,

Чищу зубы, И снаружи …

И внутри…

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Ж) Язык положить за нижние зубки и смыкать и размыкать зубы.

     

Выполняют перед зеркалом

Вырабатывать умение

удерживать губы в улыбке,.вытягивать их.

Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким.

Выработать сильную

воздушную струю,

направляя её  посередине  языка.

Вырабатывать умение удерживать  язык за нижними зубами.

Объяснение правильной артикуляции звука.

Положи язык «лопаточкой».

Занеси «лопаточку» в рот. Опусти свою «лопатку» за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился. Кончик языка упирай в нижние зубы.

Зубы сомкни со щелкой, улыбнись.

Боковые края языка плотно прижимай к верхним боковым зубам.

Посередине языка направь сильную холодную струю воздуха.

Постановка звука «С».

  • По слуховому подражанию с использованием тактильных ощущений (обращается внимание на узкую холодную струю). Звук « С» сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана,  со свистом суслика  и др.
  • Используется и подражание, и показ правильной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции  звука.

  • От других звуков:

а) От звука Ф (ребенку предлагается  улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами), получится межзубное произношение звука «С».

б) Во время произношения звука Ф оттягивать нижнюю губу вниз;

в) От звука «Т»  нижней артикуляции, от звука «И» (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок  погулял по спинке языка).

г) Этапы постановки звука «С» при боковом  сигматизме, носовом сигматизме:

 1)язык между губами

 2) язык между зубами

 3)язык за нижними зубами.

После 2 этапа можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы.

Игра «Узнай звук»:

Хлопни  в ладоши, если услышишь звук «С». Санки, мяч, шапка, самолёт, нос, жук, маска и т.д.

Произнесе-ние  звука «С» изолирован-но.

Альбом Л.А. Комаровой. Помоги снежинкам долететь до снегурочки, проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо с-с-с. При произнесении звука « С ветерок должен быть холодным, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту и проверь).