КОНСПЕКТ "Постановка звука "С".
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме: «Постановка звука «С».
Автор : учитель-логопед: Тополевская Светлана Петровна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Ачинска
Цель: постановка звука «С».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать речевое дыхание;
- развивать внимание;
- корригировать и развивать личные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
- соблюдать правильную посадку ребёнка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: книжка-раскладушка с символами для артикуляционной гимнастики, стеклянный пузырёк с изображением паровозика h=7см, d=1-1,5 см, макет футбольных ворот, вата, логопедический зонд для постановки звука «С», предметная картинка с изображением суслика, профиль артикуляции звука «С».
Ход занятия
Этапы и виды работы | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Оргмомент. Традицион-ный. | Организовать ребёнка. Настроить ребёнка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. | ||
Гимнастика артикуляционного аппарата. | А) «Лягушонок» Свои губы, прямо к ушкам Растяну я как лягушка. Б) «Слоненок» А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. Поочерёдное выполнение упражнений «Лягушонок» -«Слонёнок» под счёт: раз-два . А теперь выполняй языком такие движения: В) «Лопаточка» Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать : Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Г) «Дразнилка» Если лопаточка из языка у тебя сразу не получается, выполни такое упражнение. Для этого тебе придется подразниться, вот так: На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается…. Ты под счет её держи… До пяти…. До десяти…. Д) Положить язык «лопаточкой» на нижнюю губу и сдуть ватку с языка, не надувая щёки. Е) А теперь давай поиграем в паровозик. Паровозик, подъезжая к станции, сообщает о себе гудком -свистит. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он касался только края горлышка пузырька. Выдыхай воздух плавно в пузырёк. Ё) Отгадай загадку: Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей, Мясо, и хлеб-всю добычу мою- С радостью белым зверям отдаю. Это губы и зубы. Зубы надо беречь. А для этого их надо чистить каждый день зубной щеткой. Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно повторять старательно, каждый день, тогда язычок станет послушным, и ты будешь правильно произносить звуки. Чищу зубы, Чищу зубы, И снаружи … И внутри… Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они. Ж) Язык положить за нижние зубки и смыкать и размыкать зубы.
| Выполняют перед зеркалом | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.вытягивать их. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким. Выработать сильную воздушную струю, направляя её посередине языка. Вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. |
Объяснение правильной артикуляции звука. | Положи язык «лопаточкой». Занеси «лопаточку» в рот. Опусти свою «лопатку» за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился. Кончик языка упирай в нижние зубы. Зубы сомкни со щелкой, улыбнись. Боковые края языка плотно прижимай к верхним боковым зубам. Посередине языка направь сильную холодную струю воздуха. | ||
Постановка звука «С». |
а) От звука Ф (ребенку предлагается улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами), получится межзубное произношение звука «С». б) Во время произношения звука Ф оттягивать нижнюю губу вниз; в) От звука «Т» нижней артикуляции, от звука «И» (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка). г) Этапы постановки звука «С» при боковом сигматизме, носовом сигматизме: 1)язык между губами 2) язык между зубами 3)язык за нижними зубами. После 2 этапа можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы. | ||
Игра «Узнай звук»: | Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С». Санки, мяч, шапка, самолёт, нос, жук, маска и т.д. | ||
Произнесе-ние звука «С» изолирован-но. | Альбом Л.А. Комаровой. Помоги снежинкам долететь до снегурочки, проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо с-с-с. При произнесении звука « С ветерок должен быть холодным, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту и проверь). |