Тренинг для родителей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Панарина Жанна Викторовна

 

Родительский клуб «Мы вместе»

 

 

 

Игровой логопедический тренинг

для родителей будущих первоклассников.

Круглый стол «На пороге школы»

 

 

Тема: «Игры со звуками»

 

 

 

 

 

Составили: учителя-логопеды:

Панарина Ж.В.,

Вознюковская О.В.

 

 

 

 

 

Ноябрь 2019

Цель тренинга:

Повысить компетентность родителей будущих первоклассников в процессе подготовки к успешному обучению в школе. Оказание помощи каждой семье в организации совместной деятельности детей и родителей в домашних условиях.

3адачи тренинга:

- уточнить понятие «фонематический слух»;

- обучить родителей конкретным игровым методам и приёмам развития фонематического слуха у детей с детьми в домашних условиях.

Ход тренинга.

I. Введение в тему тренинга.

- Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой.

Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух.

Что же такое фонематический слух?

Это врождённая способность, позволяющая:

- узнавать наличие данного звука в слове;

- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток;)

- различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл.

Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух.

Для этого и разработаны специальные игры и упражнения.

Сегодня мы с вами поиграем в некоторые игры, которые Вы можете применять с детьми дома.

II. Игровые ситуации.

- Сегодня у нас нет мам, пап, бабушек и дедушек, вы все - новые дети нашей группы и все вместе будем играть.

(логопеды проводят с родителями описанные ниже игры)

1) «Звуковая цепочка»

Предлагается прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушайте, а затем повторите их. Постепенно объём цепочки увеличивается:

А-О-У; А-О-У-Ы; А-О-У-Ы-Э; А-О-У-Ы-Э-И.

Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки:

А-С-У; А-М-Ы-Ш; У-С-З-Ш-А и т.д.

Рекомендации:

Самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением. При нарушенном звукопроизношении необходимо подбирать сохранные звуки.

2) «Слоговая цепочка»

Сегодня, мы будем говорить на языке марсиан.

Повтори за мной: ПА-НА-РА; ПА- НА-РА-ДА; ПА- НА- РА- ДА-КА

Рекомендации:

Можно предложить произносить цепочку слогов с различной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, испуганно, восторженно, разгневанно и т. д.

3) «Найди звук»

- первый звук в слове: аист, автобус, ананас; игла, изба, индюк; осень, облако, обруч, ослик; утка, уши, улица, утро, улитка;

- последний звук в слове: пальто, окно, ведро; танк, паук, стук; зима, метла, рука;

- назови по-порядку звуки в слове: кот, кит, дом, том.

4) «Придумай слово»

Предлагается придумать слова на заданный звук, например звук «л»

Рекомендации:

Если ребёнок хорошо справляется, усложняем задание. Предлагаем ему самому придумать слова, которые начинаются с заданного звука (заканчиваются на заданный звук, заданный звук находится в середине слова, слышится вторым, предпоследним).

5) «Выдели слово»

Взрослый называет звук (например, О) и говорит:

«Я буду произносить слова, ты внимательно слушай! Когда услышишь слова, в которых есть звук О, хлопай в ладоши (топай ногой, ударяй по коленям, поднимай руки вверх).

Слова: облако, стол, нота, пенал, окно, стул, дом, дым.

Рекомендации:

Можно предложить ребенку определить место звука в слове (в начале, в конце в середине).

6) «Надоедливый звук»

Я буду произносить слова, ты внимательно слушай и скажи, какой звук есть в этих словах?

- шуба, кошка, мышь

- сад, каска, нос

- лампа, ложка, белка, мел

- кольцо, цыпленок, колодец

- - плащ, щавель, щенок, щека

7) «Не зевай – слово называй!»

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова - стоЛ.

- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыР.

(воробей, грач.)

Рекомендации:

Предложите детям еще несколько заданий на сообразительность

8) Физминутка «Запрещённый звук»

Объявляется запрещённый звук, например О. Дети повторяют за взрослым звуки (А, И, У, Э) и передают по кругу мяч друг другу. Если взрослый произносит запрещённый» звук - О, ребёнок звук не повторяет, а поднимает мяч вверх.

Рекомендации:

Как усложнение, в игре можно использовать слова с определенным звуком.

9) «Шутки-минутки!»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок-да-скок.

***

Говорят один рыбак, в речке выловил башмак,

Но зато ему потом, на крючок попался дом.

***

Врач напомнил дяде Мите, не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.

***

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

***

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

***

Посмотрите-ка ребятки

Раки выросли на грядке.

***

Синеет море перед нами

Летают майки над волнами.

***

Закричал охотник –Ой,

Двери гонятся за мной.

***

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки.

***

Сели в ложку и – айда –

По реке – туда, сюда….

10) «Твёрдый-мягкий»

Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный.

К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.

Рекомендации:

Как усложнение по аналогии дается задание на последний звук в слове и в середине.

III. Рефлексия

Экспресс–тест:

Выберите один из вариантов ответа:

1. Фонематический слух это:

а) Способность различать речевые звуки

б) Способность различать фонограммы

в) Способность различать музыкальный фон

2. Игры по развитию фонематического слуха способны организовать:

а) Только педагоги

б) Только родители

в) Педагоги, родители и дети

г) Только дети

IV. Итог

Родителям предлагается по кругу высказать одним предложением, выбирая начало, фразы предложенные на экране:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…

я научился…я попробую… меня удивило…

А теперь мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительский клуб "Мы вместе"0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...