Коррекция заикания
учебно-методический материал по логопедии
Сравнительная таблица по методикам коррекции заикания у подростков и взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_tablitsa_po_metodikam_korrektsii_zaikaniya_u_podrostkov_vzroslyh.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Система учреждений | Возраст | Содержание методики | Эффективность |
В. М. Шкловский | ЛПУ, медицинские учреждения | Подростки и взрослые | Курс лечения заикания (2,5 - 3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение . Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10 - 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение. На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых " эталонов " и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15 - 20 дней) проводится сеанс внушения в состоянии бодрствования. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов. Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В. М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются: 1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; 2) выработка правильного ритма и темпа речи; 3) овладение " эталонами ", " формулами " речи; 4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение "эталонами" - все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии. Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией. В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов (каждое занятие по 10 - 15 минут речевой тренировки). Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания. Гипнотерапия начинается на 3 - 4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7 - 10 дней: Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии. Внушение в бодрствующем состоянии - психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6 - 8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т. к. он является переломным этапом в лечении. Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2 - 3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном. На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях - составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания. В. М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. | В комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога. Санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями, В сочетании с лого психотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания. |
Ю.Б. Некрасова | Подростки и взрослые | Состоит из трех основных этапов: | Суть этой методики реабилитации состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается на основе личностного подхода позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в лого психотерапевтический процесс. Выстроена на следующих принципах: | |
Н.Л. Карпова | Для заикающихся детей, подростков и взрослых 7–45 лет, а с 2002 года — и для заикающихся дошкольников. | Направление семейной групповой логопсихотерапии. Данная система также выступает как сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии и отличается тем, что весь комплекс работы по социореабилитации человека с нар ушенной речевой коммуникацией проводит один специалист — семейный логопсихотерапевт, что во многом меняет стиль и тип профессионального видения реальности. Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов. I — пропедевтический этап — длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, разработанной Ю.Б. Некрасовой для заикающихся, расширенной и дополненной для членов их семьи. II этап — сеанс эмоционально-стрес совой психотерапии К.М. Дубровского в модификации Ю.Б. Некрасовой — выстраивается на материалах, полученных во время подготовительного этапа и от пациента, и от членов его семьи. III этап — активная семейная групповая логопсихотерапия — начинается после сеанса и проходит в течение 1–1,5 месяцев. В ежедневных 8–9-часовых занятиях обязательно участвуют родственники пациентов . IV — контрольно-поддерживающий этап — проводится спустя полгода, длится 2 недели и на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы предыдущего. Целенаправленное развитие мотивацио нной включенности в процессе социореабилитации меняет «вектор» мотивационного поля, что способствует изменению самосознания, самоотношения и взаимоотношений пациента и членов его ближайшего окружения, позволяет уйти от сложившихся патологических стереотипов взаимо действия и перейти на новый, более продуктивный уровень речевого общения (там же). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"
Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю разработанную систему форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....
Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"
В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....
Коррекция заикания по методике Асатиани Н.М.
Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н. М. Асатиани....
Использование в работе инновационных педагогических технологий по коррекции заикания.
Мнемотехника при заикании....
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результ...