Консультация: " Как "разговорить" ребенка".
статья
Развитие речи ребёнка — долгий и сложный процесс.С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, мышление. .Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства, в котором как никогда необходима помощь и поддержка родителей и близких людей, нужен кто-то, кто сможет направить речевое развитие ребенка , научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razgovorit_rebenka.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Как «разговорить» ребенка.
Существует пять основных этапов развития речи детей дошкольного возраста:
2-3месяца – гуление (звуки «г», «а», «и», «о»);
8-9 месяцев – произношение слогов( « ма-ма», «ба-ба-ба»);
1-1,5 года - произношение простых слов («мама», «папа», «дай», упрощённое название предметов);
2-3 года – простые предложения.
Если родители замечают определённое отставание, необходимо не мешкая, установить его причину. Лучше, если это поможет сделать логопед , но каждая мама должна откровенно ответить себе, уделяет ли она занятиям с ребёнком должное внимание. С первого года жизни многие родители забывают о такой важной вещи, как разговор с ребёнком. Доказано, что дети, с которыми родители разговаривают с самого рождения, начинают говорить быстрее и лучше сверстников. О чём же можно говорить с малышом? Обо всём, что вы чувствуете и делаете. Поэтому комментируйте и свои действия и малыша. Когда вы общаетесь с крохой, старайтесь, чтобы он не только слышал вашу речь, но и видел лицо, улавливал артикуляцию. Малышам очень нравится ритмическая речь, поэтому для первых чтений подойдут детские стишки , потешки , прибаутки. Напевайте малышу детские песенки – это поможет ему легко перейти к активной речи.
С какого возраста необходимо читать (показывать) книгу? Сначала предлагайте книги с крупными, чёткими картинками и короткими стишками (2-4 строчки) либо совсем без текста. Во втором случае просто рассказывайте крохе, что или кто изображён на рисунке. К концу первого года жизни можно пробовать читать ребёнку более длинные стихи, например К.Чуковского.
Занятия с ребёнком большей частью заключаются в играх с язычком.
Если мы хотим, чтобы какая - либо мышца нашего тела была сильной, мы её тренируем . Это правило относится и к языку - органу состоящему из мышц. Часто бывает так, что мышцы языка ребёнка слабоваты или, наоборот, чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел чистого звукопроизношения мы не дождёмся. Если ситуация с мышцами языка серьёзная, то есть речь малыша невнятная, смазанная, как будто « каша во рту», следует обратиться за помощью к логопеду. Если язык ребёнка подвижен, не вываливается изо рта, а речь в целом понятна, полезно потренировать важную мышцу, язык, чтобы речь стала ещё лучше и красивее. Помните, что артикуляционные упражнения требуют от ребёнка большой сосредоточенности и саморегуляции. С одной стороны артикуляционная гимнастика позволяет развивать полезные качества характера, с другой, - ставит перед многими детьми трудновыполнимую задачу. Далеко не всем детям по силам это занятие. Родители не должны упорствовать, ни в коем случае сердиться и заставлять ребёнка! Даже если вы добьётесь выполнения задания , психологических потерь будет неизмеримо больше. Чтобы малышу было понятно, как правильно выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. В каждом упражнении , на 1-2 секунды, необходимо фиксировать определённое положение губ и языка. Все игры с язычком проводите перед зеркалом, 3-4 раза в неделю по 4-7 минут. Сначала упражнение показываете вы, потом пробует ребёнок. Повторяйте их по несколько раз, обязательно подбадривайте и хвалите малыша. Если ему не нравятся эти упражнения даже в игровой форме, не настаивайте на их выполнении, чтобы не закрепить негативное отношение к занятию. Закрепление правильного произношения способствует многократному повторению слогов, слов, предложений, загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определённым звуком. Терпения вам и удачи. У вас всё получится.
- «Игра в индейца»: открываем широко рот и произносим звук «а-а-а»- «Улыбка»: прячем зубки и улыбаемся.
- «Слон трубит»: тянем звук «у-у-у».
- «Змейка»: открываем рот, высовываем острый язык и прячем его. Повторяем несколько раз.
- «Лошадка»:- цокаем языком.
- «Часики» - язык перемещаем от одного уголка рта к другому (кончик языка острый).
- «Качели»:- рот открыт, язык тянется к бородке, затем к носику.
- «Шарик»: - щёки надуваем и «лопаем».
- «Чистим зубки»: - языком проводим по верхним и нижним зубам, от начала и до конца.
- «Теннис»:- рот закрыт, напряжённым языком упираемся то в одну, то в другую щуку.
- «Кошка кушает»: - пытаемся повторить как кошка «лакает» молоко.
- «Кошка умывается»: - рот открыт, языком облизываем верхнюю и нижнюю губы, будто киса облизывается после еды.