Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Александра Евгеньевна

Значимость артикуляционной гимнастики для детей - логопатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Артикуляционная гимнастика

                        (консультация для родителей)

1.Условия становления речи.

2.Органы артикуляционного аппарата.

3.Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

4.Артикуляционные комплексы.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора  головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние , осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного  и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает ярких новых впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Для развития речи большое значение имеет спихофизическое здоровье ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – хронические пневмонии, хронические тонзиллиты, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха. Идущая из лёгких через гортань, глотку. Полость носа или рта наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха. Выходящая из трахеи. Должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно. Голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними. Колеблет их. В результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого – твёрдое нёбо, а задняя часть – мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объём благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную часть работы и окончательно формируют каждый звук речи.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляции, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком. В течение 3- 5 минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, от простых упражнений к сложным.

Ежедневно выполняются 2 – 3упражнения. Новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Нельзя давать новые упражнения, пока старый материал хорошо не закреплён.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, в спокойном, не напряжённом положении. Дети должны сидеть так, чтобы хорошо видеть лицо взрослого (воспитателя, родителя или логопеда).

Часто при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и координированными. Иногда некоторым детям требуется дополнительная индивидуальная работа. Её может выполнить или сам воспитатель(логопед) по 1- 2мин. 2 раза в день утром и вечером), или родители отрабатывают движения дома по заданию воспитателя (логопеда).

Во время артикуляционной гимнастики необходимо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы с определённой направленностью.

0 комплекс  Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

1 комплекс  Упражнения. Способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц.

2 комплекс  Упражнения, способствующие, выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения шипящих звуков: ш, ж, ч, щ.

3 комплекс  Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков л, ль.

4 комплекс  Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков р, рь.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования  к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей и средней групп упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое, удерживать органы артикуляции в определённом положении, выполнять упражнения в определённом темпе.

На конец артикуляционной гимнастики можно запланировать звукоподражания: ветер шумит, насос работает, комары звенят и т.д.

В подготовительной группе и во 11 половине года старшей группы для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учётом последовательности развития её у детей). Например, попищим тоненько, как мышка: и – и – и …, потом погудим, как паровоз у – у – у … .

Эта работа способствует развитию фонематического слуха, помогает ребёнку быстрее начать говорить правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...