Работа с родителями - Консультация "Что такое фонематический слух"
консультация по логопедии
Беседа с родителями о значении фонематического слуха в развитии ребёнка. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_-_konsultatsiya_chto_takoe_fonematicheskiy_sluh.docx | 134.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематический слух. Его значение в развитии ребенка.
Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. (требует различение разных или почти похожих звучаний)
Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.
Речевой слух (фонематический)- различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Фонематический слух появляется с рождения (ребенок начинает реагировать на речь взрослого понимать интонацию и сам воспроизводит звуки). Дальше начинается его развитие. Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
В результате плохо развитого фонематического слуха дети неправильно воспринимают услышанную речь:
*Они путают слова близкие по звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи.
*путают звуки в словах
* ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки
*ребенку трудно воспроизвести слово со сложной звуковой, слоговой структурой.
В дальнейшем у таких детей возникают сложности в произношении и в овладении чтением и письмом. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком». Все ошибки устной речи перейдут в письменную.
Фонематическое восприятие (высшая ступень фонематического слуха) - это способность различать звуки родного языка и определять звуковой состав слова. Это умственные действия анализа и синтеза, которые лежат в основе обучения грамоте. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением выделять звук на фоне слова. (слышать и выделять заданный звук в слове)
2. Умение выделять первый и последний звук в слове
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Все перечисленные ступени перечислены в порядке сложности.
Что случится, если у ребенка не будет развит фонематическое восприятие?
Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.
Не умея: различать слова, отдельные звуки и слоги:
-Он не научится анализировать слово: делить его на слоги и звуки; составлять из звуков и слогов слово.
-Он не сможет правильно составить и прочитать слово, тем более записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Как развить фонематический слух?
Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова.
Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения!
Методика строится на последовательной отработке шести этапов:
1 этап (развитие слухового восприятия)
Узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
2 этап различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
3 этап различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
4 этап различение отдельных слогов;
5 этап различение отдельных звуков речи;
6 этап освоение азов анализа и синтеза слов.
Освоить упражнения для каждого этапа несложно.
Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей.
ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Первый этап
- Развиваем слуховое восприятие (умение слушать)
«Угадай, что звучит». (использование бытовых ситуаций):
можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
«Узнай музыкальный инструмент по звуку» .
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент. (можно использовать ширму)
«Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните пластиковые непрозрачные контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами….и т.д. Нужно угадать по звуку, что внутри или найти пары одинаково звучащих коробочек.
«Жмурки»
Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
«Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
«Высоко – низко» На высоких звуках металлофона (колокольчика, гармошки…..) ребёнок идёт на носочках, на низких звуках – приседает (гусиным шагом).
«Быстро – медленно» На быстрых хлопках ребёнок бегает, на медленных – ходит.
«Громко – тихо» На громких хлопках ребёнок идет громко топая, на тихих — крадется на носочках.
«Похлопай!».
Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков или стуков. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
«Звуки природы» «Звуки комнаты», «Звуки улицы» - Слушать звуки записанные в аудиозаписи, или просто звуки на улице.
Второй этап
-Учимся понимать и различать разницу в качестве звучащей человеческой речи.
«Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
«Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
«Эхо» Взрослый говорит слова то громко, то тихо, то шепотом, - ребенок повторяет.
«Угадай, кто позвал» ребенок закрывает глаза, а другие члены семьи по очереди называют его имя, ребенок угадывает кто позвал.
Третий этап
-Учимся узнавать и различать слова.
«Правильно – неправильно». Приготовьте картинки (или книжки с картинками) с изображением
разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова
другой.
Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул и т.д. Услышав неправильно произнесенное слово, ребенок исправляет.
«Повторяйка».
1 вариант.: мама говорит слова парами, которые похожи по звучанию (кошка- мошка; мишка-мышка; лук-жук; сук - суп; коза-коса мишка – шишка и т.д. – ребенок повторяет.
2 вариант: (с использованием картинок) Показывая картинку «мишку» взрослый задаёт вопрос: Это шишка? – ребенок исправляет: нет это мишка.
Четвертый этап
-Учимся различать слоги - делить слова на части разными способами (хлопая в ладоши, топать ногами, кивать головой, моргать глазам)
-Составлять из слогов слова
«Разделим слово»
Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем (или другой способ): ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно. •
«Повторяй за мной». Например, взрослый произносит цепочку слов: ка-ка-га. Ребенок повторяет.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова с небольшими паузами между слогами, а ребенок произносит слово полностью
Пятый этап
- Учимся слышать и различать звуки.
«Поймай звук» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
«Кто это, что это?» упражнения – это имитации.
Имитировать звуки:
жужжание жука (ж-ж-ж), звон комарика (ЗЗЗЗЗ), рычание тигра, собаки (р-р-р), песенка ветра (с-с-с), шипение змеи: (ШШШШШШ) и т.д.
1 вариант. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит: сказать кто издает звук или показать картинку с изображением того предмета, который издает звук)
2 вариант. Попросить изобразить комарика, тигра, змею.
«Эхо» Взрослый произносит звуки, а ребенок повторяет
Шестой этап
-Учить различать звуки, слова, анализировать звуковой состав слова
«Сосчитай звуки».
Взрослый произносит один звук или несколько, а ребенок определяет количество звуков
-считать разные звуки (посчитай сколько звуков я произнесла): А – Ш – С.
- считать одинаковые звуки (посчитай сколько звуков (И) я произнесла: И-И-И
-считать звуки в ряду других звуков (посчитай сколько звуков (С) я произнесла: С – С – Ш .
«Найди звук в слове» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать в слове, и произносит слова. Как только звучит нужный звук в слове ребенок хлопает.
«Буква-потеряшка». Взрослый показывает картинку. Например: «кошку» и говорит, пропуская первый звук: Это «ошка». Ребенок исправляет. Взрослый спрашивает: Почему у меня так получилось?
Таким образом приходят к выводу, что потерялся первый звук. А затем и уточняют какой звук.
«Отгадай слово». Взрослый говорит: Сейчас мы будем отгадывать слова. Ты будешь произносить первый звук, а я продолжать слово. (предлагает потянуть и произнести звук: ИИИИ, а дальше быстро подхватывает: ГРУШКА. Затем спрашивает: Какое слово получилось?
«Придумай слово». Взрослый предлагает придумать слово, которое начинается на заданный им звук.
Например: Придумай слово, которое начинается со звука (А).
Игра 2. «МАГАЗИН»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают
слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь. Открываем магазин.
Заходите, заходите, Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра 4. «ИМЕНА»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
Игра 5. «КАКОЕ СЛОВО ХОТЕЛ НАПИСАТЬ ХУДОЖНИК?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтем.
Игра 9. «КЛАД»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: картинка с изображением драгоценностей.
Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:
Этот предмет кукла?
Нет.
Ковёр? -Да.
Родительское собрание
«Роль и значение фонематического слуха
в развитии детей дошкольного возраста»
в средней группе «Колокольчики»
д/с «Солнышко»
Логопед: А.Ю.Евдокимова
Январь 2019год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"
В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух"
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек...
Информационный стенд для родителей "Что такое фонематический слух и почему он так важен?"
Информация для родителей....
памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?
У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух?"
Материал о фонематическом слухе и его развитии у детей, через игру....
Памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"
Памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"...